Страстная история итальянского кинематографа

Назад

Страстная история итальянского кинематографа

Ко вторнику вновь похолодает. Ко вторнику. Похолодает. Февраль неумолим. Зима не собирается сдавать позиции и, по-прежнему, блещет на природном подиуме во всей свой ослепительной красе. В такие моменты, когда за окном поет свою ледяную песенку порывистый холодный ветер с кирпичных крыш, хочется чего-то не только теплого и красивого, но и необычного, потому как к концу зимы ВСЕ НАДОЕЛО! Отпуск взять не получается – не беда! Можно подарить себе кусочек Италии прямо сейчас! И если хотите, дома.

0_6dfd4_fdf1ea32_L

Сейчас в Москве (февраль 2017) в знаменитой Третьяковской галерее проходит кинопрограмма к выставке «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Представлено два ретроспективных цикла – «Imago Dei: евангельская иконография в итальянском кино» и «Cinematographia Franciscana». Кинопрограмма к выставке дает возможность всем желающим проследить на киноэкране эволюцию образов, сложившихся в художественной традиции итальянского изобразительного искусства. Будут показаны известные и не знакомые российскому зрителю шедевры итальянского кино из собрания Национальной фильмотеки в Риме (Cineteca Nazionale), Фильмотеки Болоньи (Cineteca di Bologna) и Фильмотеки Ватикана (Filmoteca Vaticana). Среди заявленных кинолент - "Птицы большие и малые" Пьера Паоло Пазолини, "Мессия" Роберто Росселлини и "Франциск" Лилианы Кавани – где каждый кадр настоящий шедевр. Устроители подчеркнули, что кинопоказы будут бесплатными, билеты можно получить за 30 минут до начала сеанса.

15cb9bc35ed04ca74c90e3fc5cbe5c65_M

Жителям и гостям Москвы несказанно повезло, ну, а жителям полуострова Крым и, в частности города Феодосия, остается ждать, когда в наши кинотеатры придет нечто подобное и со смыслом, чтобы мы могли порадовать не только свои глаза, но и приобщить к хорошему вкусу своих детей. Или устроить вечера итальянского кино у себя дома! Пригласить друзей, приготовить тонну пасты «Болоньезе», купить хорошего красного вина, сыра и приступить к просмотру с последующим обсуждением увиденного. Итальянский кинематограф – заслуживает особого внимания. Не всегда понятный, экспрессивный и местами неоднозначный – он заставляет наши мозги работать по-другому, что само по себе очень полезно. Только посмотрите на Джульетту Мазину! И прогоните прочь холод и дурное настроение из своей жизни! Навсегда!

3_88_38851_1329457616

Мы любим Италию за то, что она красива во всем. Не является исключением и итальянское кино. История итальянского кинематографа начинается в 1895 году. В первое десятилетие создавались в основном хронико-документальные фильмы, но формируется и игровое кино, которое впоследствии станет всемирно известным. Основа жанровой системы 10-20-х годов – это «салонные мелодрамы», сформировавшие систему «звезд-кинодив» (Ф.Бертини, М. Якобини) и комическое кино, представленное актером А. Дидом. В период диктатуры Муссолини фашистская пропаганда использовала исторические картины, мелодрамы, кинокомедии для идеологического давления на итальянцев. Надо отметить, что итальянские художники и писатели сыграли неоценимую роль в развитии мирового искусства в средние века и в эпоху Возрождения, а в ХХ веке пришел черед кинематографа: на мировую арену вышли attori, attrici e registi italiani (аттори, аттричи, рэджисти итальяни – ‘итальянские актеры, актрисы, режиссеры’).

kino_proizvodstvo_film_i1641

1936 -1943 гг. - период «Кино белых телефонов» в итальянском кинематографе. Своим странным названием период обязан присутствием на экране белых телефонов, бывших в то время признаком достатка и символом высокого общественного статуса, в отличие от гораздо более распространённых телефонов чёрного цвета. Также этот период называют «венгерским», потому что многие авторы сценария были венгерского происхождения, или другое название «кино деко» из-за дорогих, взятых в аренду декораций в стиле ар-деко. «Кино белых телефонов» было консервативным, пропагандировало семейные ценности и жёсткую социальную иерархию.

В 1945 г. Р. Росселини снимает «Рим – открытый город», посвященный борьбе с фашизмом. Эта картина - своеобразный манифест неореализма. В ней впервые снялась Анна Маньяни. Актрису потом будут приглашать Л. Висконти, Ф. Феллини, П.П. Пазолини. За ней надолго закрепится титул римской женщины и самой красивой актрисы Италии. Под девизом неореализма работают Де Сика, Де Сантис, Л. Висконти, чьи имена навсегда вошли в историю кино.

kinopoisk.ru-Roma-citt_26_23224_3B-aperta-518045

Особое место в структуре неореализма занимает трагикомедия («Неаполь – город миллионеров» Е. Де Филиппо, «Два грошанадежды» Р Кастеллани). Именно комедии принесли славу герцогу Византийскому, актеру со смешным псевдонимом Тото.

В первые послевоенные десятилетия прошлого века появляются комедии «по-итальянски»: «Бум», «Бракпо-итальянски» Де Сика, «Операция «Святой Януарий» Д. Ризи, «Развод по-итальянски» П. Джерми. В этот период на актерском небосклоне засияли новые кинозвезды: С. Лорен, Дж. Лоллобриджида, М. Мастрояни. Снимаются новые шедевры: «Дорога», «Ночи Кабирии» Ф. Феллини, «Рокко и его братья», «Леопард» Л. Висконти, «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня» М. Антониони, «Мама Рома», «Евангелие от Матфея» П. П.Пазолини. Вечные философские вопросы о добре и зле, любви и предательстве, жизни и смерти были переданы режиссерами на таком высоком уровне, что навсегда стали бессмертной классикой. С. Леоне, например, создает целую трилогию в жанре «вестерна-спагетти». Главный герой всех трех фильмов – красавец-ковбой, образ которого создал тогда еще никому не известный американский актер, а впоследствии мировая звезда К. Иствуд. 60-70-е годы стали самыми яркими для киноискусства Италии. Вместе с именитыми режиссерами творят новые звезды: Это Л. Кавани, режиссер всемирно известного фильма «Ночной портье» и Б. Бертолуччи, создатель «антифашистской трилогии» «Стратегия паука», «Конформист», «ХХ век». 

ildesertorosso_144842

70-80-е годы связаны с развитием жанра политического фильма и фильмов философско-психологической ориентации, в которых осмысливались современные проблемы. К политике обращались Ф. Рози («Христос остановился в Эболи»), Д.Дамиани («Признание комиссара полиции прокурору»), братья Тавиани («Ночь святого Лоренцо»). Пытались разрешить вечные философские вопросы Ф. Феллини («И корабль плывет…»), Э. Скола («Бал»), М. Беллоккьо («Прыжок в пустоту»). 

i-korabl-plyivyot2

В 90-е годы итальянцы пытаются вернуть себе утраченные позиции в мировом кинематографе. Трагический, но полный оптимизма фильм Roberto Benigni (Роберто Бениньи) «La vita è bella», в котором сам режиссер сыграл главную роль, получает сразу двух «Оскаров». Рассказ о не унывающем даже в концлагере Гвидо, силою отцовской любви спасшего от гибели своего маленького сына, стал поворотным в истории нового итальянского кино. С этого момента продюсеры начали привлекать в отечественный кинематограф немалые средства, и пусть пока новых шедевров не появилось, активность апеннинских режиссеров в XXI веке серьезно увеличилась.

2425

Может показаться, что старое итальянское кино уже не вернуть, но история показывает, что итальянцы с честью выходят из патовых ситуаций. В XXI веке успешно дебютировал как режиссер Michele Placido (Микеле Плачидо), известный российским зрителям как комиссар из сериала La Piovra (ляпьовра – «Спрут»), на новый уровень вышли кинопатриархи братья Paolo e Vittorio Taviani (Паоло и Витторио Тавиани) и Giovanni Moretti (Джованни Моретти). Новый век открыл Нанни Моретти, получив «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале за фильм «Комната сына», психологической драмой, в которой семья пытается пережить смерть сына и заново выстраивает свои отношения. 

kammm_vs

Устраивайтесь поудобнее перед экраном и всецело отдайтесь страстной и эмоциональной итальянской речи. Фильм «Великая красота» - отличный выбор для вечера в стиле Италии. Это один из самых заметных фильмов 66-го Каннского кинофестиваля, отгремевшего в 2013 году на лазурном берегу.

p_555711

В 2014 году картину получила «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Многие, кому удалось посмотреть онлайн фильм «Великая красота», отмечают, что в большинстве аспектов он представляет собой своеобразный ремейк «Сладкой жизни» Феллини. Фильм начинается с шумной и довольно затянутой вечеринки на террасе шикарного дома, где живет главный герой, успешный журналист Джеп Гамбарделла…Ti amo.



Вместе с этим читают: 

Интересно: Джулетта Мазина и Федерико Феллини

Интересно: Международный фестиваль духовной музыки в Риме 

Интересно: Что общего у Крыма и Италии?