+7 978 882 82 89

+7 912 648 62 23

Про "походы в город". Андрей Евсеев, историк.

Назад

Про "походы в город". Андрей Евсеев, историк.

Интересно, что вплоть до 70-х годов прошлого века в путеводителях по Феодосии крайней северо-восточной точкой нашего города называлась Дача Стамболи. Получается, что все что было расположено дальше в сторону станции «Айвазовская» (исторический Сарыголь) – и пансионат Приднепровской железной дороги, и родильный дом, и детская больница, и турбаза "Динамо" и парк, и жилые дома – находилось, как бы, вне города.

Дача Стамболи в Феодосии 

Может быть, отчасти, по этой причине у нас бытовало выражение "пойти в город". Причем, под "городом", в данном случае, подразумевалась ограниченная улицами Галерейной, Советской и Назукина, центральная часть Феодосии с прилегавшими кварталами. Правда, границы "города" всегда были довольно условными, размытыми. В "город" входили и Дом Пионеров на улице Р.Люксембург (исторический форштат), и район морсада и, конечно же, большая часть проспекта Ленина.

Проспект ленина В Феодосии, 1955 год


В детстве походы "в город" состояли из множества приятных моментов. В их числе по мере взросления были посещение аттракционов у башни Константина, старой чебуречной, находившейся на месте современных камер хранения железнодорожного вокзала (напротив башни Константина), кинотеатров "Крым" и "Пионер", тира, поедание купленных в многочисленных ларьках вкусных пирожных, пирожков, беляшей и многое-многое другое.  А какое мороженое продавалось в ларьке на повороте к "Пионеру"! Там, иногда, даже зимой можно было полакомиться остродефицитными в то время "эскимо" и "каштаном"!!!

эскимо


Попасть "в город" можно было несколькими способами. Самый простой, но не самый легкий – доехать на автобусе. Но поездки в феодосийском общественном транспорте, особенно летом, и сегодня сродни подвигу, а в те годы.… К тому же, автобусы ходили крайне нерегулярно и немного по другим маршрутам. Так, в сторону центра они шли по ул.Куйбышева, а назад возвращались по условно пешеходной в наши дни улице К.Либкнехта (Земской) и улице Свердлова (Русской). Кстати, на ул.Свердлова автобусная остановка возле горотдела милиции и части школы № 3, видимо в целях конспирации, называлась «Спорттовары» по названию чуть дальше расположенного магазина. Плюс этой остановки был в том, что рядом в подвале был тир, где можно было в ожидании автобуса пострелять из пневматической винтовки (3 копейки пулька). Возвращению на автобусе «из города» домой очень «мешало» окошко в продуктовом магазине на ул.Назукина, почему-то всегда оказывавшемся на пути к автобусной остановке (кто помнит – диспетчерская и место стоянки городских автобусных маршрутов находились на стыке улиц Назукина, Вити Корбкова и Р.Люксембург). Там – в окошке – продавались восхитительные пирожки с ливером! Потратив на пирожок 4 из 5 копеек, отложенных на автобусный билет, ты оказывался перед выбором – либо проехать по маршруту «зайцем» под угрозой быть с позором выдворенным из автобуса водителем или кондуктором (как правило, детей за безбилетный проезд не штрафовали), либо идти домой пешком. Впрочем, ходить «в город» и «из города» пешком было гораздо интереснее, причем в любое время года.


Было два основных пешеходных пути – по проспекту Ленина или улицами Федько-Карла Маркса-Свердлова. Один из вариантов второго пути его мне показал одноклассник Глеб Шепель, когда во втором или третьем классе повел записываться в детскую библиотеку, читателем которой к тому времени он уже состоял. Нужно было, не доходя до развилки у ателье «Белая Акация», взять вправо и по переулку Свердлова спуститься прямо к магазину «Лакомка» (на месте современного панно «Бригантина» музея Александра Грина). Этот маршрут был замечателен тем, что путь проходил выше уровня вторых этажей домов, стоявших вдоль параллельной улицы Свердлова.

панно музея Грина

А за перекрестком с переулком «30-й стрелковой дивизии» дорога была вымощена старой брусчаткой (отдельные участки этой мостовой сохранились там до наших дней). Позднее, в старших классах и в годы работы старшим пионервожатым в 5-й школе, мне нравилось ходить «в город» по тихой ул.Мокроуса с ее старыми домами конца XIX-начала ХХ века, коваными воротами (на одних из таких ворот – у «дома доктора Петрова» буква «г» в надписи «год», почему-то, «смотрела» в другую сторону).


Но самой лучшей дорогой «в город», безусловно, был проспект Ленина. С одной стороны вдоль проспекта на большом протяжении шли корпуса санаториев «Восход», министерства обороны, «Волна», а с другой – железная дорога, прямо за которой внизу (до строительства новой набережной) на участке от стыка с улицей Московской до переезда на Набережную Десантников у галереи плескалось море. Во время зимних штормов брызги волн, часто, переносились через железнодорожную линию и падали на самом проспекте.

старая улица феодосии

Старая улочка Феодосии


В 70-е годы на проспекте было достаточно ларьков с пирожными, пирожками. Они были расположены так (или нам это только казалось), что, купив лакомство в одном ларьке, ты успевал его съесть до подхода к следующему. Несколько ларьков с продовольственными и курортными товарами находилось и на небольшой площади у основания каменной лестницы, поднимавшейся от проспекта на Бульварную горку к гостинице «Феодосия». Позднее, эту площадь засыпали и на ее месте построили «днепрогэс» - новый спальный корпус санатория «Восход», грубо нависающий над соседними старинными дачами и закрывающий вид на Бульварную горку (что особенно бросается в глаза со стороны моря). Кстати, стройплощадка «днепрогэса» долгое время была надежным поставщиком металлолома для окрестных школ. Однажды, помню, в день сбора металлолома, мы притащили оттуда в школу несколько траков от гусеницы экскаватора.


Обязательным местом остановки были древние каменные львы краеведческого музея, стоявшие на проспекте перед входом в старый музей. Залезть, хоть на секунду, на гладкие львиные спины было традицией.

VvjdR9z0c9kо

Так же, как и пробежаться по открытой террасе приткнувшегося к дому Айвазовского старого шахматного клуба. А дому Айвазовского особый шарм в то время придавал ряд пальм, высаженных вдоль главного фасада.
А выражение «пойти в город» можно, порой, услышать и сейчас, когда бывшие окраины Феодосии уже давно таковыми не являются.

Андрей Евсеев, историк, краевед.



Категории статей