+7 978 882-82-89 whatsapp_socialnetwork_17360

+7 978 011-77-02 document-properties

Турбюро:kafabella@mail.ru

E-mail: kafabella@mail.ru

Skype: kafabella info

Назад

Феодосия - культурная

Феодосия - культурная

В конце XIX – начале XX века в небольшом, курортном городке на берегу Черного моря, в солнечной Феодосии, никуда не спеша, словно белая лодочка на изумрудных волнах, медленно плыла жизнь. Когда начинался полуденный зной, отдыхающие на пляжах люди отправлялась куда – нибудь пообедать и отдохнуть в прохладе арендованных апартаментов.

32ab08f056ac

Кто шел в гостиницу «Европейская» или «Центральную» - надо сказать, что это были лучшие гостинцы и располагались они на главной улице нашего города – Итальянской. Здесь же находились гостиницы «Северные номера» и «Гранд – отель». А кто – то из курортников отправлялся на одну из многочисленных дач Розенмблюма, Рубанова, Виноградова, Папархисто, Каменского.

ulitsa-italyanskaya---gordost-goroda__2_2015-01-26-14-40-49

Ближе к вечеру у всех без исключения вставал один единственный вопрос: А, собственно, что мы будем делать? Феодосия была маленьким городом с населением в 27 тысяч человек, половину из которого составляли русские и украинцы, а другую половину – татары, караимы, армяне и евреи.

1380550504_french-fashion-027

Куда мы такие красивые пойдем?

«И что нам делать в городке, где все достопримечательности можно было осмотреть за пару дней?» Конечно же, к этим местам относились картинная галерея И.К Айвазовского, Музей древностей, открытый в 1811 году, маяк на мысе святого Ильи. Отдыхающие могли полюбоваться древнейшими стенами генуэзской крепости, за которыми находился главный на Черном море карантин, и где под разными флагами стояли на «эпидем – проверке» суда.

44

Часть генуэзской крепости и памятник императору Александру III

А еще? В городе было 4 православных храма, несколько армянских, греческих церквей, костел, еврейская и караимская синагоги и четыре мечети. Ближе к вечеру, упомянутая нами улица с волшебным названием Итальянская, улицы Греческая и Генуэзская, оживлялись. Они были покрыты гранитной мостовой, освещены керосиновыми фонарями, часть – сияла электричеством.

1410783051_460h300-kazanskiy-sobor-retro

Вечер – это законное время развлечений. Влюбленные спешили к «Мостику вздохов», что находился недалеко от главной купальни. Люди шли на прогулку по Итальянской, потому как эта улица проходила вдоль моря. Помимо гостиниц здесь находились магазины, рестораны, аптека, банк, кофейни. Здесь же, недалеко от «Фонтана Айвазовского», был кинематограф «Иллюзион», который принадлежал караиму В.Б. Бобовичу. Это был не единственный кинотеатр. Чуть дальше имелся еще один –«Электробиограф». Любой желающий мог прийти в любой из этих кинотеатров и выбрать один из двух сеансов. Как правило, показы начинались с короткой комедии или журнала, за которыми следовала «немая драма» в сопровождении рояля.

кино2

После окончания киносеанса зрителям за дополнительную плату в 5 копеек предлагали посмотреть выступление заезжего куплетиста со своими «сатирическими куплетами» и под свой же аккомпанемент – тогда это был модный вид досуга. В 20 – х годах появились первые приключенческие многосерийные фильмы: «Приключения Тарзана и силача Мациста», «Тайны Нью – Йорка», «Железный череп», «Маугли» и другие. Эти фильмы крутили по три раза в день, их знали наизусть  и смотрели без устали. В кинотеатре «Иллюзион» можно было увидеть не только кино, но и насладиться выступлениями гастролеров сатириков или музыкантов. Один из знаменитых и выдающихся танцоров того времени, который пользовался большим успехом у публики были танцор Попудренко, буквально сводивший публику своими пируэтами и артист – имитатор Надеждин, который изображал даму и пел романсы приятным сопрано, после чего снимал женский парик и басом спрашивал у опешившей публики «Понравилось ли вам, как я пел?» Имитаторов очень любили и пытались увидеть подвох даже там, где его вовсе не было, начиная внезапно хохотать даже там, где это было неуместно к обиде исполнителя. Когда в Феодосию приезжал на гастроли коллектив артистов, то они выступали в зале дворянского собрания, пока он в 1905 году, увы, не сгорел, а позднее и в городском театре, который был построен на той же Итальянской улице. Театр этот был очень скромный, без намека на ложи, бенуары, бельэтаж, балконы. Здесь ставили легкие водевили или оперетты, с участием симферопольских актеров, которые приезжали в Феодосию на гастроли. Феодосийцы и многочисленные курортники смотрели «Цыганскую любовь», «Веселый водевиль», «Сильву». Украинские коллективы привозили «Наталку Полтавку» и «Запорожца за Дунаем». В фойе тетра в промежутках между гастролями устраивали танцевальные вечера, которые также проходили и на свежем воздухе, а именно, в Лазаревском сквере, где все лето играл великолепный симфонический оркестр под управлением Брискина. Оркестр разанимал спочетное место в деревянной «ракушке» перед рядами скамеек и радовал зрителей традиционной и так называемой «Садовой программой»  - модными тогда вальсами, попурри и прочими увертюрами. Вход в Лазаревское был платным и стоил пятак.

0_da931_91f1de37_XXXL

Кому не нравились Чайковский и Штраус отправлялись в цирк – шапито Бескоровайного, смотреть французскую борьбу. Фишка этого шоу была в том, что любой желающий из публики мог сразиться с профессионалом. Однажды, грузчики из феодосийского порта «выпихнули» на манеж одного из своих ребят. Этим силачом, который в один миг уложил на лопатки самого опытного из борцов, был Иван Поддубный. В 1913 году в Феодосии появились самые настоящие китайцы в длинных рубахах, с заплетенными косичками, в ярких кимоно с драконами и цветами. Они продавали на набережной разные безделушки, показывали нехитрые фокусы и на ломаном русском предлагали посмотреть в «стереоскопе» картинки. Особенно прославились братья Хазунзун, чей «художественный ансамбль» приезжал в Богом данную на все лето и показывал на эстраде Летнего сада свою ежевечернюю программу, где неизменно выступали: куплетист в полосатых панталонах, «королева русской песни в сарафане и кокошнике» и акробаты. После выступлений начинались танцы, а братья Хазунзун играли попурри из русских и цыганских шлягеров. Культурная жизнь в Феодосии «расцвела» в 1918 – 1920 годы, когда в Крым хлынула волна российских деятелей культуры и искусства. Становится модным создавать различные кружки и вступать в объединения. В Феодосии был организован «ФЛАК» - Феодосийский литературно – артистический кружок. В этом кружке участвовали марина Цветаева, Макс Волошин, Осип Мандельштам, Эфрон и многие другие.

voloshin_kult_25

Макс Волошин, Цветаева, Эфрон - Крым

Это были литературные вечера с диспутами и лекциями, которые чередовались между собой. В этот период, напротив банка на улице Итальянская на месте, где располагался шляпный магазин, открылось кафе – кабаре «Чашка чая», куда практически невозможно было попасть – огромное количество желающих стремилось прийти сюда, выпить чаю и посмотреть фееричное представление. Самыми замечательными и запоминающимися были выступления неподражаемого Александра Вертинского и очень популярной тогда эстрадной певицы Изы Кремер. К сожалению, в 1920 - 21 годы очень многие покинули Феодосию, в отчаянии отправившись в другие города навсегда. А те, кто остались, какое – то время видели афиши:  «Жрица огня – Ядвига Приклонская», «Балерина Райская в танцах «оборотень» и «неудачное свидание»», «Певица Курбская с известными песнями «Кирпичики», «Шахта №13» и популярными романсами». А в «Спартаке» (бывшем «Иллюзионе») выступала труппа из «бродячих артистов оперетты», сколоченная супругами Алексеевым и Тельской. Они представляли «Гейшу», «Жриц огня», «Тайны гарема» и прочие душещипательные музыкальные истории. И «желающих приобщиться» к искусству, конечно, хватало. Билет можно было приобрести не только за деньги, но и за десяток яиц, творог или масло.

Сегодня Феодосия снова набирает цвет и раскрывается яркой и душистой красной розой KAFABELLA КЛАССИКИ, которая будет благоухать, даря свой волшебный аромат всем, кто только пожелает его услышать. Феодосия культурная.        

Вместе с этим читают: 

KAFABELLA КЛАССИКА

Чарующий Коктебель Волошина

Феодосия в конце XIX века. Купальни.

Иван Поддубный - простой и великий.