+7 978 882-82-89 whatsapp_socialnetwork_17360

+7 978 011-77-02 document-properties

Турбюро:kafabella@mail.ru

E-mail: kafabella@mail.ru

Skype: kafabella info

Назад

Великая оперная дива Надежда Обухова и Богом Данная

Великая оперная дива Надежда Обухова и Богом Данная

6 марта 2016 года исполняется ровно 130 лет со дня рождения Народной артистки СССР, оперной  певицы Надежды Андреевны Обуховой. Нашему городу несказанно повезло, что Надежда Андреевна, начиная с 1946 года, облюбовала нашу Феодосию и на протяжении пятнадцати лет не изменяла маленькому крымскому городку. Обухова приезжала сюда отдохнуть, отвлечься от бурной гастрольной жизни и столичного шума.   

obuhova

« Этот уголок Феодосии напоминает мне Италию. Наш дом стоит высоко на горе, и оттуда чудесный вид на Феодосийскую бухту. Чтобы подойти к дому, надо пройти через тихий пустынный переулочек. Покрытый  булыжником, по обеим сторонам которого растут  небольшие зелёные  деревья. В конце  переулка монастырь, где идут  службы и всегда слышен колокольный  звон. Сад и дворик, огорожённые серой каменной оградой, очаровательны. В саду  много цветов и фруктовых деревьев.  Во дворе колодец в виде бассейна. Всё очень поэтично, как в итальянском  или испанском дворике».  

« Так люблю море, что  сказать нет слов.  Ведь оно, то тихое, то беспокойное, то бурное, когда  катятся вот такие большие волны.  Я могу часами сидеть  на берегу, вдыхать  солёный запах морских брызг и смотреть на необъятный горизонт. Люблю бродить по берегу и слушать ропот, и шум  волн. Какая  музыка! Какая красота! А как легко поётся на море, звуки льются как-то сами собой». 

30ef30b64204a3088a26bc2e6ecf7602

Место – переулок Революционный, было выбрано в Феодосии не случайно: тихая Бульварная  горка, небольшой "домик - крошечка" с уютным небольшим садиком фруктовых деревьев и благоухающих чайных роз так напоминали красивейшие уголки Италии, с которой Обухову связывали счастливые годы   детства и юности. Сегодня  переулок Революционный стал улицей  и  гордо носит имя  Обуховой - примы Большого театра, на сцене которого она блистала без малого 27 лет. Прогуливаясь, по частично асфальтированной  с фрагментами булыжной мостовой конца XIX века улице Надежды Обуховой, в тихом одноименном переулке на доме № 28, гости города и жители Феодосии могут прочитать на мраморной памятной  доске, что:

 « В этом доме многие годы проводила свой отдых великая русская певица Народная артистка СССР Надежда Андреевна Обухова».

По пришествию более полувека от дома, где гостила Надежда Обухова практически ничего не осталось. Сейчас на месте «домика – крошечки»  возвышается двухэтажная  частная гостиница. Нет и деревянной калитки, вместо неё  - железная дверь. Но, несмотря на новые веяния, в памяти  феодосийцев хорошо сохранился образ великой и талантливой русской певицы Надежды Обуховой, которая подарила России и всему миру непревзойдённые шедевры -  арии из десятка опер и божественные  русские романсы, исполненные душой и сердцем.

DSCN8279

Имя Надежды Обуховой  стоит  по праву в одном ряду с  Шаляпиным, Собиновым, Неждановой, Козловским и Лемешевым. Прадед Надежды Обуховой был великий русский поэт и переводчик Евгений Баратынский. Лишившись материнской ласки и заботы - мама Надежды Обуховой умерла от чахотки, воспитанием  внука Юрия  и внучек Надежды и Анны  занимался её родной дед Андриан Семёнович Мазараки (1835 - 1906) - музыкант и большой меценат. Надежда Андреевна Обухова вспоминала:

«Дед был прекрасным пианистом, и я часами слушала в его исполнении Шопена и Бетховена».

Запомнились ей рассказы деда о дружбе с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, кем он восхищался и глубоко чтил. Нередко дед собирал внуков, играл им на фортепиано и учил петь песенки. Дети любили петь на голоса, вторя друг другу. «Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно» или «Там, вдали, за рекой». Андриан Семёнович был первым учителем Надежды Андреевны по фортепиано. Он был прекрасным знатоком музыки и замечательным пианистом. В кругу его близких и знакомых были знаменитые пианисты: братья Антон и Николай Рубинштейн, композитор Пётр Ильич Чайковский.

"Раннее детство мое, - вспоминала Надежда Андреевна Обухова, - протекало в деревне, в Тамбовской губернии, где мы: сестра, брат и я, жили с нашим отцом и дедушкой. Моя мама умерла, когда мне было два года. Я пела с детства, с тех пор, как себя помню. У брата и у сестры тоже были хорошие голоса; вся семья была музыкальная. Вспоминаю, как дедушка собирал нас, садился за рояль и мы под его аккомпанемент пели в унисон песенки. Я любила в нашем саду слушать шум вековых лип, любила, сидя под тенистыми деревьями, слушать доносившуюся из раскрытых окон музыку Бетховена, Шумана, Шопена, Чайковского: это играл мой дедушка».

Культ музыки царил в их замечательном и уютном имении Хворостянке Усманского уезда Тамбовской  области. Дед музицировал сам и приучал к пению и игре на фортепьяно своих внуков. В последние дни жизни Надежда Андреевна вспоминала о том, как она любила выходить на просёлочную дорогу и смотреть на расстилавшиеся кругом поля.  

«Какое-то особенное чувство наслаждения испытывала я, вдыхая полной грудью запах цветущей ржи и чернозёма, смешанный с полевыми цветами и душистыми травами. Я стояла и смотрела вдаль на возвращающиеся с полей стада, на потухающее солнце, и особенно любила слушать народные песни: самой хотелось примкнуть к голосистым народным певцам, петь вместе с ними. Меня с ранней юности волновали грустные русские песни  про тяжелую женскую долю. И сейчас у меня в душе звучит "Калинушка", которую пели крестьянки...".

Андриан Семёнович Мазараки трепетно относился к внукам. По воспоминаниям Обуховой, дедушка для сестёр и брата был « ближе, чем отец». Детские  годы Наденьки Обуховой прошли в имении деда, где ее воспитанием занималась гувернантка-швейцарка, мадам  Блан, к которой дети были очень привязаны. Частенько Мазараки организовывал поездки в Крым. Лето проводили в Евпатории или Алупке, зиму большей частью в Севастополе.  Привольная жизнь в богатом имении, русская природа, пенье крестьян, которое заворожило её на всю жизнь, занятия музыкой, – все это прервалось неожиданно и довольно драматично. У Нади Обуховой нашли начало туберкулезного процесса, который убил её мать. Андриан Семёнович  устроил внука в Воронежское училище (мальчик там жил у родственников), а сам с внучками уехал к единственному в то время спасению для туберкулезных, – на юг, а именно, в Ниццу. Яркая природа итальянской и французской Ривьеры стала родной для Обуховой. Она подарили ей жизнь, массу музыкальных и жизненных впечатлений, которые сформировали её личность. Обухова с родными  приезжали в Ниццу в течение семи зим (с 1899 по 1906 год) и только на третий год, в 1901 году, начала  брать уроки пения у Элеоноры Липман. Одновременно дедушкой были организованы и занятия на французских курсах литературы и истории. «Я с детства любила петь», - вспоминает Обухова. Учиться Надежда Андреевна  начала в семилетнем возрасте, общие предметы преподавали учительница из местной земской школы, французский и немецкий язык -  проходили с гувернанткой. Уроки музыки давал дедушка. Строгий и требовательный педагог с раннего детства прививал любовь к книгам и чтению, приучал  внуков к порядку, следил за чистотой на столах и книжных полках. Заветной мечтой Наденьки Обуховой было учиться пению. Она поделилась своими мыслями с дедушкой, и он отнёсся к этому положительно. Дедушка начал наводить справки о профессорах пения, и ему сказали, что лучшей преподавательницей в Ницце считается мадам Липман, ученица знаменитой Полины Виардо. Так начались её первые скромные шаги Обуховой в мир большого искусства. Уроки у мадам Липман проходили в утренние часы, два раза в неделю. Особое внимание  с первых уроков уделялось постановке голоса. Дедушка Надежды был человеком состоятельным, и это позволяло семье много путешествовать по Италии. Юных сестёр Обуховых окружала красота природы, и разнообразные музыкальные впечатления. В театре Монте-Карло Надя впервые услышала Фёдора Шаляпина, выступление которого потрясло её до глубины души. Под открытым небом и под южными звездами Обухова присутствует на превосходной постановке «Кармен» Бизе. Пройдёт тридцать лет, прежде чем она сама запоёт в этой опере. В 12 лет Надя уже играла некоторые ноктюрны и вальсы Шопена, играла и симфонии Гайдна и Моцарта, в четыре руки с дедушкой. Превосходные вокальные данные  Обухова унаследовала от отца, обладавшего  хорошим голосом, а музыкальные способности  от матери. Но беззаботная юность длилась не долго, 4 января 1906 года Андриан Мазараки скончался в Ницце, и сёстры Обуховы вернулись в Москву.

it_florencia_s_maria_d_fior

Ницца, Италия

В Москве вместе с родной сестрой Обухова поступает в Московскую консерваторию. Педагогом Надежды стал сам Умберто Мазетти, который за десять лет до этого выпестовал первый женский оперный голос России – Антонину Нежданову. Учеников Мазетти отбирал всегда тщательно и занимался с ними по индивидуальным методикам. Это был асс вокальной педагогики мирового масштаба. Уроки Мазетти проводил индивидуально, два раза в неделю. С Надей Обуховой занимался профессор Гедике. На втором курсе, Надежда Андреевна начала разучивать оперные арии, а осенью 1908 года  в связи с простудными заболеваниями горла ей пришлось прервать занятия в консерватории и выехать в Италию, на остров Капри. 1909 год она провела в Сорренто, в Неаполе, на Капри. Сёстры периодически прерывали учёбу в консерватории, и  уезжали на юг, в Неаполь. Там и произошло самое экзотическое выступление сестёр Обуховых. В знаменитом Гротто Азурро (Лазурном гроте), среди сверкания голубых бликов лодочник уговорил их попробовать резонанс грота. И сёстры начинали петь. Они пели неаполитанские песни из укромного уголка. Туристы, пребывающие в грот на лодках, не видели их. Когда пение закончилось, грот потрясли аплодисменты и выкрики восторга на разных языках. Во время этой поездки в Италии Обухова купила в Венеции темно-малиновую шаль. О ней певица вспомнила через четверть века, когда работала над образом Карменситы. В Москве у неё случайно состоялась мимолетная и счастливейшая встреча с гением. В Большом театре Наденька Обухова увидела выступление самой Антонины Васильевны Неждановой в опере Верди «Травиата». Через некоторое время состоялась их встреча. Обухова часто бывала в гостях у Неждановой, сблизилась с её семьей, часто  выезжала на гастрольные поездки, участвовала в совместных концертах. 

Nezhdanova

Антонина Нежданова

До окончания консерватории первое прослушивание для поступления на профессиональную сцену Обухова прошла в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, хотя мечта выступать в Большом – стала всем для Обуховой. Первые шаги к славе Обухова делает под чужой фамилией. В программках она анонсируется как «госпожа Андреева». 23 апреля 1912 года в малом зале Московской консерватории Обухова успешно сдала  выпускной экзамен по вокалу, исполнив арию Иоанны из оперы Чайковского – «Орлеанская  дева».  Аккомпонировал профессор Умберто Мазетти.

«Я очень хорошо прошла на этом экзамене и была назначена петь на годичном актовом концерте в Большом зале консерватории 6 мая 1912 года. Пела я арию Химены. Зал был переполнен, меня очень тепло принимали и много раз вызывали. По окончании концерта многие подходили ко мне, поздравляли с успехом и с окончанием консерватории и желали больших побед на предстоящем мне артистическом пути», вспоминала Надежда Андреевна. В 1916 году  она уже дебютировала на оперной сцене в партии Полины («Пиковая дама» П. И. Чайковского).

«Первое выступление! Какое воспоминание в душе артиста может сравниться с памятью об этом дне? Полная радужных надежд, вышла я на сцену Большого театра, как входят в родной дом. Таким домом был и остался для меня этот театр на протяжении всей моей более чем тридцатилетней работы в нем. Здесь прошла большая часть моей жизни, с этим театром связаны все мои творческие радости и удачи. Достаточно сказать, что за все годы своей артистической деятельности я ни разу не выступала на сцене какого-нибудь другого театра».

Прочно закрепившись на оперной сцене, она стала солисткой Большого театра, где проработала до 1943 года. Обухова была одной из первых звёзд оперной труппы Большого театра. В сезоне 1916–1917 годов она пела ведущие партии в двенадцати операх, среди которых - «Аида», «Евгений Онегин», «Самсон и Далила», «Садко», «Царская невеста», «Снегурочка».

Надежда_Обухова

Надежда Обухова

Любимым композитором Обуховой был Римский-Корсаков. В годы пролетарского переворота она стала абсолютно чужда новым властям. Все её ближайшие родственники были видными представителями прежней российской элиты. К счастью, на жизни и карьере самой Обуховой её «непролетарское» происхождение никак не сказалось. Она среди многих видных артистов быстро включилась в новую культурную жизнь послереволюционной России. Её первые выступления перед микрофоном начались в 1922 году с участия в первом концерте советского радиовещания и продолжались вплоть до последних лет жизни. 2 марта 1928 года Надежде Обуховой было присвоено звание Заслуженной артистки Республики. 2 июня 1937 года она стала Народной артисткой СССР и кавалером ордена Ленина. В годы Великой Отечественной войны Надежда Андреевна оставалась в Москве и продолжала концертную деятельность. Выступала, в том числе, на Радио, где особенно часто передавали песни, романсы и арии в исполнении Надежды Обуховой и красноармейцы из окопов писали ей восторженные письма. 19 марта 1943 года Государственная премия первой степени «Сталинская премия» была торжественно вручена в Кремле Надежде Андреевне. Жизнь Обуховой на сцене длилась четверть века. За это время она спела множество партий в операх русских и зарубежных композиторов, а поразительной красоты голос был неувядаем. Между тем исключительная требовательность к себе заставила певицу уйти из любимого театра в расцвете творческих сил. Но сколько радости подарила она миллионам слушателей своими выступлениями в концертах, по радио, записями на грампластинках!  

glavna (1)

В 1943 году, в расцвете сил, Обухова покинула сцену и занялась концертной деятельностью. Концерты - особая страница в творческой биографии певицы. Обуховой. Ей, едва ли не единственной, было официально разрешено исполнять классические и салонные романсы. Популярный в народе жанр считался пропагандой «буржуазного» и «мещанского». Только Обухова реабилитировала его в глазах официальной власти. А благодарные слушатели души не чаяли в своей любимой певице и называли поэтом вокала. Радио и грамзапись сделали имя Обуховой легендарным. Слава её перешагнула рубежи России. Дирижер А.Свешникова вспоминал, что однажды, во время поездки в Лондон, он познакомился с лордом, который в беседе признался, что есть у него одна утешительница: когда он в плохом настроении, для него лучшее лекарство - пластинка с записями русской певицы Обуховой. В  советское время прима Большого театра неизменно уезжала на лето к морю, в Феодосию и Коктебель. На отдыхе она писала мемуары. Но успела рассказать лишь о детстве и юности.

obuhova-295x300

Наш город и посёлок  Коктебель очаровали Надежду Андреевну, и она говорила, что это «маленькая моя Италия». В быту Надежда Андреевна сохраняла все привычки старорежимной дамы. Она никого не принимала, пока не была одета. «Быть одетой» означало для неё быть в великолепном туалете с множеством драгоценностей на голове, руках и шее. Голову её венчал тюрбан из тончайшего шелка. Вести себя с ней полагалось самым почтительным образом. Последнее выступление Надежды Андреевны состоялось в начале 3 июля 1961 года на концерте в память об одиннадцати летней годовщине кончины А.В.Неждановой. Вечер проходил в доме по Брюсовскому  переулку в Москве. Обуховой было тогда 75 лет. В августе 1961 года Надежда Андреевна уехала в Феодосию, где обычно снимала домик. Юг всегда радовал Обухову, но на этот раз ей казалось здесь чересчур жарко, душно, ничто не радовало. Ночью она почувствовала себя плохо, а утром 14 августа попросила вызвать врача. Тот успокоил её: ничего особенного, таблетку валидола под язык, и все пройдет. А близким сказал: «Она умирает». Срочно был созван консилиум, врачи стали делать ЭКГ. И во время процедуры сердце не выдержало. 14 августа 1961 года в  14.30 сердце великой певицы остановилось, в «доме - крошечке» на ул. Революционной № 28. 15 августа в Казанском соборе Феодосии состоялось отпевание, а в ночь с 16 на 17 августа на военном самолете тело Надежды Андреевной было доставлено в Москву. Прощание с великой оперной дивой состоялось в фойе Большого театра, а похороны на Новодевичьем кладбище. За несколько лет до своего ухода Обухова гастролировала в Пензе, Калуге, Калинине, Казани, Минске, Воронеже, Саратове, Харькове, Горьком, Ярославле, Иванове, Ленинграде. Подготовила более 20 сольных концертных программ. Образ великой певицы России бережно хранится в памяти феодосийцев. Наш замечательный писатель и поэт Эдуард Михайлович Абрамов написал и издал при поддержке дирекции Феодосийского Морского торгового порта небольшую книгу - «На улице Надежды», посвящённой Надежде Андреевне Обуховой.  Осенью прошлого года на здании Феодосийской детской музыкальной школы № 2  на ул. Федько была торжественно открыта при поддержке Клуба любителей истории Феодосии первая в Крыму информационно-памятная доска Надежде Обуховой. Ежегодно в нашем городе проводится замечательный музыкальный  фестиваль «В гостях у Надежды Обуховой», который долгие годы курирует и организовывает  Заслуженный артист Республики Крым Ефим Борисович Заславский. 

 

Председатель клуба любителей истории Феодосии, Константин Алексеевич Виноградов