+7 (978) 882-82-89 whatsapp_socialnetwork_17360viber.png

+7 (953) 008-81-04 document-properties

Турбюро: kafabella@mail.ru

E-mail: kafabella@mail.ru

Телефон: +7 (978) 882-82-89

Мы в Facebook

Армянский православный храм Сурб - Саркис в Феодосии

Назад

Армянский храм Св. Сргия (Сурб - Саркис) в Феодосии

На свете много прекрасных и удивительных мест. Наверное, на земле нет такого человека, который бы смог объехать весь мир и заглянуть в каждый его уголок. Господь сотворил нашу красивую планету, чтобы мы могли жить и наслаждаться жизнью, восхваляя своего Создателя и следуя его заповедям. В нашем мире все удивительно: блестящие золотые поля, душистые зеленые луга, бесконечное, могущественное море, величественное, неповторимое синее небо и человек, живущий среди всего этого великолепия. Каждый из нас – уникален и каждый является сыном Божиим. Мы должны беречь нашу землю и все те ценности, которые на ней есть, словно хрупкую и изящную шкатулку с бесценными драгоценностями. Вне всяких сомнений, один из таких бриллиантов - сохранившийся до наших дней храм Святого Сергия (Сурб – Саркис) в Феодосии. Сурб – Саркис (Церковь Святого Сергия) – это памятник армянской средневековой архитектуры, который был построен в X - XI веках, задолго до того, как в Крыму появились генуэзцы. Армяне приверженцы Армянской Апостольской церкви. Церковь Сурб – Саркис относится к Армянской Апостольской Святой церкви.

DSC01063

Храм Сурб - Саркис в Феодосии

Армянская Апостольская церковь – древнейшая христианская церковь. Относится к группе Древневосточных церквей и является государственной церковью в мире. В богослужении используется армянский обряд.

В Крыму сохранилось немалое количество удивительных старинных армянских церквей, которые действуют в Феодосии, Ялте и Евпатории. Известно, что армяне жили в Крыму еще до нашей эры, правда, об их жизни мало что известно. В те далекие времена Крым был губернией Римской империи, и сюда привозили рабов на продажу, среди которых было много евреев. Официально Армения и Крым узаконили отношения в Киммерийском договоре с урартскими царями. Это был договор о взаимопомощи и торговле между Арменией и Крымом. Что касается Феодосии или Теодосии – древнее название города, то здесь в VII -VIII было много армян и армянских храмов. На одном только Карантине в Феодосии находятся множество армянских храма XIII – XV веков. Известен и тот факт, что в свое время немцами был построен ДОТ, который стоит на фундаменте армянской церкви, построенной в VIII веке. Армянская церковь, несмотря на все страсти, терзающие полуостров, всегда обладала некой неприкосновенностью вне зависимости от того, кто на данный момент владел Крымом: генуэзцы ли или татары – церковь имела автономию и самоуправление. Именно армяне строили церкви при генуэзском и татарском господстве, в то время как у других народов такого права не было. Армяне были признаны коренным населением, в отличие от греков, например. К концу XIV века по всей Феодосии было множество армянских храмов. 

20150919_195131

Армянский храм на Карантине

Любопытный факт: на определенное количество человек, проживающих в городе, должно полагаться определенное количество церквей. 

Расцвет строительной деятельности армянскими поселенцами приходится на начало XIV века. Мы понимаем это согласно одной армянской рукописи (начало XIV века), которая свидетельствует о том, что в то время существовал армянский монастырь Святого Георгия, при котором была построена купольная церковь. Феодосия была одним из главных духовных центров крымских армян и, конечно же, здесь были построены не только десятки храмов, но и армянские школы, торговые дома, банки, ремесленные цеха, караван - сараи. Жизнь крымских армян особенно оживилась в конце XIX и начале XX веков. Стала особенно заметна деятельность церковных попечительств, которые существовали почти во всех армянских поселениях Крыма. Состоятельные армяне оказывали большое содействие, чтобы «поднять» нацию на уровень современной цивилизации и осуществить благотворительные мероприятия. В 1812 году в Крыму появилась должность наместника католикоса всех армян. В 1842 году наместник католикоса уступил место главному попечителю крымских армянских церквей. Сурб – Саркис – древнейший сохранившийся и действующий храм в Крыму, расположенный в историческом центре Феодосии в очень уютном и живописном месте. Сурб-Саркис ­– это некий островок застывшей старины, посереди современного города и утопающий в ароматах уникальных деревьев, растущих на территории храма. Особенно сильно чувствуется их восхитительный, хвойный шлейф после прошедшего дождя. 

DSC01071

Исторически храм Святого Сергия располагался в центре старого города неподалеку от главного рынка Кафы и соседствовал с наиболее оживленными кварталами того времени, вследствие чего и имел большой приход.  Надо заметить, что этот храм перестраивался, обновлялся и ремонтировался чаще других.  Армяне считают, что храм должен быть скромным и аскетичным и Сурб – Саркис именно такой храм: строгий, скромный, аскетичный, но при этом, очень красивый. Храм назван в честь армянского святого Саркиса, именем которого наречен не один армянский храм по всему миру. По преданию, Саркис был родом из Кесарии Каппадокийской, жил в IV веке и принял мученическую смерть за христианство. Это был умный, мужественный человек и отличный воин, который достиг звания стратилата римской армии при императоре Константине Великом. Ко всему прочему, Саркис был хорошим проповедником и распространял христианство. Во времена правления императора Юлиана - Отступника на христиан начинаются жесточайшие гонения и Всевышний повелевает Саркису покинуть империю. Убежище для себя и своего сына Мартироса Святой Саркис находит в Армении, где в ту пору царствовал внук Трдата Великого, царь Тиран. Армянский царь уговаривает Саркиса перейти на службу к Шапуху II, где он проявит себя, как талантливый и храбрый воин. В IV году, из-за отказа принять огнепоклонство, Святой Саркис принял смерть вместе со своими соратниками – единомышленниками. Сейчас его мощи покоятся в Армении в специально построенной церкви, названной в его честь. В Армении Святой Саркис один из самых почитаемых святых и является покровителем всех влюбленных. Но вернемся к храму Сурб –Саркис в Феодосии. Мы не можем утверждать, в каком именно году была построена эта церковь. Но доподлинно известно, что в церкви есть хачкар XI века (камень – крест). Путаница с определением вековой принадлежности храма возникает из–за того, что Сурб – Саркис несколько раз перестраивали, как мы уже писали, а именно в XIII, XIV, XVII веках. Изначально, деньги на постройку храма собрала армянская община Феодосии. Строили храм из известняковых блоков, тщательно затирая все швы, которые на сегодняшний день во многих местах разрушились и поросли лишайниками и мхом, благодаря чему храм напоминает маленький средневековый замок. Ранее, на территорию церкви вели каменные ворота с изящными зубчатыми карнизами. Что первым делом бросается в глаза и является самым распространенным вопросом – А что это за кресты такие?

DSC01076DSC01077

Действительно, наружные и внутренние стены церкви буквально усыпаны хачкарами. Хачкар – это камень-крест, вид армянских архитектурных памятников, который сначала вырезается из горных пород, после чего вставляется в стену храма или устанавливается вдоль дороги. Многие из них с посвятительными надписями на армянском языке о меценатах и реставраторах храма. Большие плиты с хачкарами заложены  в кладку фасада церкви, как молитва за благоденствие всех тех, кто жертвовал средства на строительство церкви. Хачкары устанавливали, например, в честь праздника. Тогда как русские писали иконы, то армяне вставляли в стены хачкары. Если на развалинах старых строений находили хачкары, то их помещали в стену действующего храма. Стены и свод церкви Сурб –Саркис были расписаны красивыми фресками, которые, к величайшему сожалению, не сохранились. Реставраторы раскрыли два слоя росписей, относящихся к разному времени. Стены были покрыты голубой краской, а своды были украшены золотыми звездами. Остатки этих звезд мы можем увидеть и сейчас, а если хорошо приглядеться, то можно рассмотреть и остатки фресок. Под слоем краской – слой, который датируется XVII веком  с орнаментальными медальонами. Нижний слой открыт в конце алтарной абсиды и датируется XIV –XV веками. В конце алтарной абсиды можно рассмотреть композицию «Деисус», где в центре – Христос, а Божья Матерь и Иоанн Креститель – по бокам. Сам свод закрашен зеленой краской, но и там можно различить изображение евангелиста с нимбом и книгой в руке.

DSC03877

Еще одной особенностью церкви были уникальные, резные двери. Сегодня, эти двери хранятся в феодосийском музее древностей и государственном «Эрмитаже». Считается, что они были изготовлены в Феодосии армянскими мастерами. Когда-то, над этими дверьми была видна ореховая доска с надписью о вторичном возобновлении храма в 1532 году. Мы не можем не отметить тот факт, что в XIX – XVI веках Сурб – Саркис был центром армянского образования и культуры в Феодосии. Здесь действовала одна из школ, где обучали искусству миниатюры и гравюры. Мы с Вами медленно, но верно подбираемся к одному очень известному человеку, который, в свое время, также обучался в этой самой школе. Но о нем чуть позже. В скриптории церкви творили известные поэты, историки, философы, художники, мастера – миниатюристы: Степанос, Карнеци, Симеон, Бабердеци, Аветис, Авраменц и другие. Здесь обретали свой последний приют известные и достойные люди и, в частности, армянский художник – миниатюрист, мастер дел переплетных, Николайос Цакхарар, который при жизни работал в разных городах Крыма в XVII веке. Что еще отличает Сурб – Саркис от других храмов? Тот самый человек, которого когда –то, а именно в 1817 году крестили в стенах этой церкви, звали Ованнес Айвазян или Иван Айвазовский. Да, не все знают, что Айвазовский был армянином и родился в нашем старинном городе, который очень любил. Так вышло, что именно церковь Сурб – Саркис стала родной для Ивана Константиновича. Здесь он венчался со своей женой и здесь же, по его завещанию его отпевали. Сейчас, великий маэстро покоится в ограде церкви вместе со своей женой, Анной Никитичной Бурназян, которая, также как и он, была армянкой по национальности. В 1903 году она воздвигла на его могиле памятник – саркофаг, сделанный известным итальянским скульптором Биоджоли. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817 -1900». А на другой стороне надпись: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Анна Никитична была похоронена рядом со своим мужем в 1944 году.

DSC01054

Склеп Айвазовсвкого и его жены, Анны

Айвазовский был меценатом храма и в 1888 году, когда Сурб – Саркис пережил пожар, художник выделил немалые денежные средства на его перестройку, о чем и указывает плита внутри здания с армянской надписью. Мало кто знает, что Айвазовский написал иконы для армянских храмов Святого Саркиса и Святого Геогрия, а именно: «Хождение по водам», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Богоматерь с младенцем», «Крещение», «Моление о чаше», «Тайная вечеря», «Молящийся воин». Сейчас все эти иконы находятся в национальной картинной галерее имени И.К.Айвазовского в Феодосии. Если мы с вами посмотрим древние рисунки и, в частности, на рисунки в альбоме «Историческом и живописном альбоме Тавриды» Евгения  де – Вильнева 1858 года (до пожара), то мы увидим, что Сурб –Саркис выглядел несколько иначе, чем мы видим его сегодня. Я говорю о входе в храм, древнем портале, переделанным в звонницу, который стоит отдельно от основного храма. На рисунке де – Вильнева четко видно, что портал был связан с храмом и служил входом в него. Звонница была построена в XV веке в стиле армяно –малазийской архитектуры. Вполне возможно, что портал стал самостоятельной частью после пожара 1888 года.

DSC01824

Звонница

6745654875878798890

Храм Сурб - Саркис до пожара

С 1971 года храм Сурб – Саркис являлся филиалом феодосийского музея древностей и служил местом хранения лапидарной коллекции музея. Здесь хранили армянские, генуэзские, арбские эпиграфические памятники. В 1989 году храм вновь стал храмом, как и должно быть. Здесь были проведены большие реставрационные работы, которые ведутся и по сей день. В порядок была приведена и могила Айвазовского и его жены Анны. Местные жители, в основном, знают это место, как «Могила Айвазовского». Да, это так и есть. Великий художник покоится здесь со своей любимой женой, которая после его смерти практически не покидала своего жилища, пережив все ужасы гражданской и Отечественной войн, которые терзали город и страну. Он воистину был гениальным человеком и оставил нам с вами огромное культурное наследие в виде своих выдающихся полотен. Айвазовский был почетным гражданином Феодосии и очень многое сделал для нашего города. Мы, безусловно, всегда будем помнить о нем, беречь его память и его картины, как это преданно, а порой и самоотверженно делают работники картинной галереи. Но давайте не будем забывать, что в первую очередь, Сурб –Саркис – это дом Божий, а не только точка в маршруте экскурсоводов и туристов. Это храм, который любит молитву и тишину. Мы должны уважать его историю, его обычаи, людей, которые в нем служат, и соблюдать все те элементарные правила поведения, которые необходимо соблюдать, когда мы приходим в любую церковь. Все мы помним черно-белые кадры, на которых церквям рубили головы, стены взрывались и рушились, погребая под слоем пыли нашу историю и наши души. Это привело к тому, что храмы превратились в клубы и места хранилищ. Многие люди до сих пор воспринимают Сурб –Саркис, как место, «Я тут маленький все облазил с пацанами, пока в войнушку играли». Это не правильно и так быть не должно. И звонница не то место, где следует распивать алкоголь, курить и выражаться ненормативной лексикой. Это наша с вами культура, наша история, наше отношение к жизни. Мы должны стараться не разрушить, а сохранить и приумножить. Экскурсоводы, приводя в церковь группы туристов, первым делом устремляются к купели, в которой был крещен Айвазовский. Почему никто не говорит о том, что это ХРАМ – дом Господа, которого мы и должны славить в первую очередь? Остановитесь на одну минуту, спокойно подумайте и только после этого заходите внутрь. Не стоит этого делать, если вы одеты в прозрачный пеньюар «на купальник», такие случаи не редкость, только потому, что вы заплатили за экскурсию и очень хочется полюбопытствовать, что эта за церковь такая необычная. Не стоит заходить в храм, выпив вина. Не стоит разговаривать в голос, выясняя и расталкивая других, почему все свечи ставятся в одну песочницу, например? Самое главное - знать Бога и иметь его в сердце. Именно он и подскажет, как нужно себя вести, и какой идти дорогой. Очень хочется верить, что Вы выберете для себя праведный путь. И в этом, безусловно, Вам и поможет храм. Только войдите в него с чистыми помыслами, оставив за воротами тщеславие, гордость и высокомерие.  Будьте благословенны!   

Вместе с этим читают:

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

KAFABELLA.RU