За что, кому и почему мы платим в церкви?

Назад

За что, кому и почему мы платим в церкви?

Очень многих людей волнует вопрос: почему в церкви приходится за все платить? Свечку поставить – плати, крестик сыну освятить – плати, венчаться с любимым – опять же, плати, да еще как плати. В наших головах закрепилась устойчивая ассоциация, что храм – это не только дом Господа, но и место, где, как в магазине, за все приходится платить немалые деньги. Чего душой кривить, в первую очередь большинство из нас думает именно о деньгах, а уже потом вспоминает, зачем пришел в церковь. Или не вспоминает. Но это уже совсем другая история. Мы рассмотрим наболевший вопрос о том, почему в храме идет торговля церковной утварью и правильно ли это.

kgBAr1VkEQA

Православная церковь Иверской иконы Божьей матери на Карантине в Феодосии, XIV век

История из жизни: как-то раз, в церковь зашел мужчина с группой туристов. Мужчина, устремившись вглубь, не получив ни благословения, ни разрешения, приготовился снимать. Съемка съемке – рознь. Как и поведение человека, и его отношение к церкви. Храм – это такое глубокое зеркало, в котором отражается человеческая душа. Становится понятно, с какими помыслами человек пришел в дом Господа, и можно предположить, как он ведет себя за его пределами. Одно дело, если это робость, незнание и искреннее удивление увиденным и очень хочется сделать фото на память, потому что ошеломлен красотой и стариной и забыл спросить разрешения сделать фотографию; совсем другое – наглость, беспардонность, нахрап и откровенное неуважение, ведь кто-то, возможно, пришел в храм за уединением, и вспышка фотоаппарата и беспардонное поведение может помешать ему говорить с Господом. Служитель храма объяснила мужчине с фотоаппаратом, что фото и видеосъемка в храме платные, как вдруг раздалось разгневанное и полное злобы: «Какое право вы имеете торговать в церкви и брать плату за фотографию? Вы что, разве не помните, или не читали в Библии, что Иисус разогнал всех торгующих в храме?». Давайте обратимся к Библии и найдем толкование именно этого момента, потому как Библия – книга, которую можно читать всю жизнь, понимать по – своему и каждый раз открывать для себя что – то очень важное.

U7FbA6d79o0

Армянский храм Иоанна Богослова на Карантине в Феодосии, XIV век

Мужчина с фотоаппаратом был прав, Иисус действительно разогнал торговцев. Но он, мужчина, сказал это для того, чтобы задеть, оскорбить и обличить церковь и обличить, как ему кажется, не с лучшей ее стороны. И в этом он, безусловно, не прав. Принято считать, что церковь должна человеку: понять, пожалеть, успокоить, наставить на путь истинный, дать ответы на все вопросы, помолиться, но человек церкви - не должен ничего. Что касается вышеупомянутого эпизода с Иисусом. Первое: Христос выгнал голубятников и менял с церковного двора. Второе: деньги в храме  - это плата за то, что мы живем в условиях, весьма отличных от той среды, в которой складывались устои православной жизни.

LC0fpLq9v7M

Звонница Иверского храма

Мы – жители современных городов, а отнюдь не греческих или палестинских. В ту далекую пору господствовало натуральное хозяйство и люди приносили в храм частичку того, что они вырастили сами или сделали своими руками. Что нужно было для повседневной жизни храма? Воск для свечей, ладан для благовонного каждения, оливковое масло для лампад, хлеб и вино для таинства причастия. У греческого, болгарского, сербского крестьянина, а именно оттуда и пришел уклад традиционной православной жизни, всего этого добра было в достатке. На его пастбище росло масличное дерево, из которого он делал масло; вино также было домашним и готовилось из своего винограда, равно как и свой хлеб, который крестьянин выпекал самостоятельно. В качестве ладана использовалась смола, собранная с сосен или кедра. Тогда люди не покупали свечей в храме, а приносили в храм свои. Они не покупали масло для лампад, а приносили свое. Они не покупали просфор, но приносили в храм свой домашний хлеб. То, что мы сегодня покупаем в храме, еще сто лет назад, люди приносили в храм сами.

UtjVvFRDPPM (1)

Самое главное, что знали люди и очень хорошо понимали, что не они являются творцами своего урожая. Безусловно, труд человека велик. Но труд – ничто, если не будет дождя, солнца и земли. Всю страду крестьянин смотрел на небо и теперь у него есть урожай и он благодарен за это Богу. И часть своего урожая, пусть и символическую часть, он приносит к алтарю, в знак признательности и благодарности Господу. Именно в этом и заключается смысл освящения яблок, винограда и меда в августовские праздники. Так душа человека учится быть благодарной Всевышнему. Религиозное воспитание ребенка начинается тогда, когда мать учит говорить его «спасибо» за вкусный пирог. Сегодня, на панихидах, поминая своих близких, люди приносят в церковь печенье, конфеты, яблоки и блины, ставя все это на панихидный столик. По окончании службы, часть продуктов они отдают церковным служителям, часть предлагают всем, кто находится в храме, а часть раздают нищим. Раньше, все так же происходило с важнейшей церковной службой – литургией. Люди приносили в церковь вино и хлеб и передавали их священнику с просьбой помолиться о тех, кто принес эти дары и о тех, за кого они принесены. Это именно то, что сегодня называется «просфора», (в переводе с греческого «просфора» означает – приношение).

VTPjtVHXE2c

Церковь во имя Ведения во храм Пресвятой Богородицы в Феодосии, VIII -IX век

«Просфора» - это то, что приносится в храм, а не то, что уносится из него. Современные люди, как правило, почти не пекут хлеб дома и не делают домашнего вина. И тем более, почти никто не зарабатывает себе на жизнь, продавая вино и хлеб, приготовленных своими руками. Люди живут другими работами и иными интересами. Но где бы человек ни работал, его совесть будет напоминать ему о том, что он использует те таланты и те возможности и дары, которые даровал ему Господь. Так поблагодари Бога за это и верни их часть в Его храм и будь благодарен. Вы спросите, как врачу, инженеру, актеру, журналисту принести часть своего труда в церковь? Не нести же свежий номер газеты со своей статьей? Для этого и существуют знаки, выражающие плодотворность нашего труда в разных сферах деятельности и это – деньги.

EssA-gtdgOw

"Хачкар" возле армянского храма Сурб -Саркис в Феодосии

Человек приносит в храм часть своего заработка, того, что он заработал сам. Деньги он меняет на то, что не сделал сам, но необходимо для службы в храме. Это не просто торговая операция. Человек принес свою жертву. Но купюру не зажжешь вместо свечи. Церковь позаботилась о том, чтобы мы не делали свечи сами и не несли их в храм. «Свечной ящик» - это некий переходный мостик, который помогает людям из современной жизни перейти в мир древней цивилизации. Православная церковь не считает наличие свечного ящика нарушением Евангельской заповеди или налогового кодекса.

rCAyNYlc4F8

На стене храма Иверской иконы Божьей матери в Феодосии

В некоторых церквях свечи открыто лежат, а рядом с ними стоит ящик для пожертвований. Кто – то берет свечу бесплатно из-за невозможности заплатить. А кто – то опускает в ящик монету, значительно превышающую стоимость свечи, понимая, что это НЕ обмен эквивалентами, а его жертва. В первую очередь, это ваша жертва Богу. Церковь ставит ящики не как напоминание о том, что она нищая или хочет заработать денег и использовать их в корыстных целях. Это напоминание о том, что мы должны быть благодарны Господу за то, что имеем. Свеча не молиться вместо нас, а напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. Свеча является воплощением той малой жертвы, которую христианин должен принести Богу. Свеча на сэкономленные деньги или украденная свеча горит не Богу, а нашему эгоизму. Такая жертва приносится не в храм, а мимо него, и не нужна Господу. Если вы купили свечу на улице, а не в храме, то это не жертва, а нечто противоположное. Кроме того, в те самые времена, включая время, когда жил Иисус, люди не только приносили свечи в храм, но и платили церковную десятину.

a0KgIEUe1qQ

Православный храм, Феодосия

Сегодня православная церковь не призывает своих прихожан к десятипроцентной жертве, но все же, пусть малая жертва, но она должна быть. Осознайте свой жест, который вы совершаете у свечного ящика или когда покупаете икону или крест, не как торговую операцию, а как начальную жертву и вы увидите, как многое начнет меняться в вашей жизни и вашей душе. Что касается вырученных денег. Сегодня современные храмы не используют для освещения восковые свечи, как это было во времена Иисуса. Сегодня храм освещается электричеством, за которое необходимо платить деньгами. Ко всему прочему, необходимо платить зарплату священниками, уборщицам, певцам, сторожам. Существуют затраты, связанные с содержанием воскресных школ, семинарий, церковных гимназий и больниц. Почти любая церковь, особенно если этой церкви не одно столетие, нуждается в постоянной реставрации, ведь нам нравится приходить в уютный, светлый, теплый храм, где с потолка не льется холодная вода, в щели не врывается ледяной ветер и штукатурка не сыплется на голову? Церковь должна решать все эти проблемы самостоятельно. Сегодня, современная церковь не может полагаться только лишь на государство, хотя, безусловно, оно оказывает поддержку.

pZJZuV5bwd4

В некоторых странах Европы в распоряжении Церкви, как правило, католической, остались земельные угодья, которые были пожертвованы ей в течение предыдущих столетий, и Церковь может жить за счет сдачи этих земель в аренду. К сожалению, подобный вариант в нашей стране – нереален. Также, в ряде стран, преимущественно в Германии и Скандинавии, взимается специальный церковный налог, и каждый гражданин обязан перечислить определенный процент от общей суммы своих налогов на нужды церкви. Ни церковь, ни человек не чувствуют никакого дискомфорта от этой выстроенной системы, которая, опять – таки, совершенно невозможна в России. Вспомните, ведь на Руси первый православный храм в Киеве назывался «Десятинной церковью». У нас существует множество религиозных общин, которые совершенно независимы от поддержки государства и, как правило, они вводят свой внутренний обязательный налог для всех своих прихожан. Это и есть так называемая «десятина». Но и этот вариант не возможен для православной церкви, потому как нам мешает понимание того, что введение десятины может означать сокращение крохотных пенсий и зарплат многих прихожан на десятую часть. Поэтому церковь и просит жертвовать деньги.

DSC01096

Собор Казанской иконы Божией матери в Феодосии

Протестанты любят говорить, что в православной церкви все за деньги. Это далеко не так. Любой человек может прийти в храм и жить церковной жизнью, не внося в церковную кассу ни копейки. Вас никто не заставит силой купить свечи или иконы. Если у человека нет возможности заплатить за венчание, крестины или отпевание, священник обязан согласиться сделать это совершенно бесплатно, правда будет трудно уговорить хор сделать это бесплатно. Господь знает о вашем финансовом положении и горячая, идущая от чистого сердца молитва, будет обязательно услышана Господом. Как это ни парадоксально, но постоянные прихожане не приносят в храм денег и, как правило, храм живет не на деньги прихожан, а на деньги случайно зашедших или изредка заходящих людей. Часто такие люди приходят в церковь два раза жизни: первый раз, чтобы крестить, а второй раз, чтобы отпеть. Эта система сложилась в Советское атеистское время и сегодня, конечно, еще больше усложнилась.Сейчас в храмах стало возможно купить дорогую книгу или хорошую икону и, приобретая книгу или икону в храме, вы жертвуете средства на его возрождение. Если так случилось, что вы пришли в храм и почувствовали дискомфорт, грубость, исходящую от служителя, связанную с деньгами, простите этого человека, потому что, равно как и вы, это всего лишь человек, со своими переживаниями, своей правдой и своим видением жизни. Думайте о Господе, потому что только он – совершенен. Не гневайтесь на Церковь, потому что в ней служат люди, а не безгрешные существа. Помните о том, что мы все пришли в этот мир, чтобы стать лучше. И все в этом мире устроено таким образом, чтобы каждый человек открыл свое сердце тому, кто ждет этого больше всего.  

Вместе с этим читают:

Как правильно вести себя в православном храме

Что такое армянская церковь