Подходит к концу очередной курортный сезон, наступает самое красивое время года в Феодосии – ранняя шоколадно-кофейная осень. В этот нежный, немного солоноватый и свежий аквамариновый период в город приезжают люди, которых в меньшей степени интересует пляжный отдых. Они хотят погулять по набережной, подышать воздухом, о чудесных целебных свойствах не знает только ленивый, побыть наедине с морем, запечатлеть его могущественный образ, то в дерзком изумрудном, то в нежном голубом, то в перламутровом синем и увезти его с собой, в долгую и снежную зиму… На «бархат» публика отдыхающих в Крыму кардинально меняется и теперь имя ей «вежливость». Надо сказать, что у этой категории людей стакан всегда наполовину полный! Они с интересом изучают местные достопримечательности, посещают экскурсии, любуются старинными зданиями и видят вокруг себя только прекрасное. Боже, как же я им завидую! Они, конечно, тоже заметили, что башня св. Константина начала разрушаться, а я бы на ее месте давно это сделала, уж слишком много испытаний выпало на ее каменную долю, и приметили «недочеты», которые имеют место быть на Генуэзской крепости, но все эти повседневности не кажутся им глобальной катастрофой, потому что они уедут, а мы останемся. Город опустеет, остынет море, исчезнут торговые палатки с центральных улиц – а вот это скорее плюс, чем минус, заколотят летние кафе на берегу и прилетят прекрасные лебеди. Всем миром, где на каждом шагу:
-Здравствуйте, ну, как Ваши дела? Что слышно по Вашему вопросу, дорогой?
-Да пока ничего, но надеемся, что скоро должно решится в нашу пользу.
Мы будем встречать друг друга на том же месте, в тех же позах и в прошлогодних пальто. Кто-то предпочитает выходить из дома в очках, даже тогда, когда нет солнца – прячут свои глаза. Мы запасемся хлебом и оправимся на морской променад. Сперва утки и лебеди будут несказанно радоваться очередной встрече с нами. Вот, оказывается, к кому они улетают в сказках! К концу теплой зимы, уставшие от монотонного поедания мокрых булок и сухарей, они отплывут от берега подальше и, однажды мы придем, а их и вовсе нет. В одну из зим в Феодосии выдались суровые холодные дни и оголодавшие птицы выходили по острой ледяной корке на берег и просили еды, но никто к ним не приходил и не приносил хлеба...Какое счастье, что к нам прилетают прекрасные и величественные белые лебеди, умеющие хранить верность и прощающие нам нашу жестокость.
Итак, календарь показывает середину сентября, а отдыхающие в Феодосию продолжают прибывать. Они парят по привычным нам маршрутам с легкостью беспечной бабочки, с радостью делают фото на память возле главного раздражителя местных – то ли менгира, то ли простого каретного столба. На их цветных снимках – улыбающиеся лица на фоне уставших за лето парков, фонтанов и памятников.
У будущей доски почета
Этим летом Феодосия потеряла один из своих символов, ушел из жизни блестящий экскурсовод Андрей Корнилецкий. Было приятно видеть, как он вел за собой людей и увлеченно рассказывал о главных достопримечательностях Кафы. Я помню, как в конце прошлогоднего лета, стою у храма св. Сергия и издалека слышу его голос. И вот, в ограде средневековой церкви появляется эмоциональный Андрей с толпой изумленных туристов. И так изо дня в день. Мы все друг друга знаем, но мы не знаем друг друга совсем…
Символ Феодосии - И.К. Айвазовский.
Я люблю этот город за то, что когда сажусь в такси, водитель спрашивает:
-Ну что, домой едем? А как Ваша рука?
В этом, безусловно, есть своя прелесть. Появляется забытое ощущение родного дома, даже тогда, когда ты никого не хочешь видеть. Солнцезащитные очки, сударыня? Я люблю этот город за то, что во время «бархата» море здесь становится особенно красивым. Как же приятно прогуляться в мягкой и нежной, едва заметной прохладе по уютной Галерейной, пройти мимо дворика в доме Айвазовского, который почему – то облюбовали местные кошки. Я смотрю на море издалека и каждый раз мне кажется, что я вижу его впервые. Сегодня оно немного волнуется, выбрасывает на берег свою белую пену волн, обжигает жаркой и соленой свежестью. Я не могу отвести от него глаз и понимаю, почему Айвазовский не хотел уезжать из Феодосии, а если это случалось, то сердце его всегда оставалось здесь, в этом маленьком городке на берегу. Телом в N, сердцем в Феодосии…
Наступает время теплых пледов в клетку и горячего кофе. Рыбаки расставляют свои сети. Несколько покрытых золотом листьев уже упали на асфальт. Нам говорят, что мы должны научиться видеть вокруг себя красоту, совсем, как беззаботные туристы и искренне радоваться тому, что имеем. Нашим детям очень идет школьная форма, особенно девочкам, это их дисциплинирует и это, действительно, красиво.
Душа каждого думающего человека, кто сегодня живет в Феодосии, разрывается от боли. Мы не хотим видеть кровь и муки умирающих с перерезанными корнями деревьев и не хотим видеть вокруг себя руины выдающихся памятников архитектуры. Развяжите наши руки! Мы любим этот город, который хранит в себе тысячу и одну тайну, и мы любим друг друга, даже тогда, когда наши сердца в ярости пылают от вопиющей несправедливости. У нас есть все, чтобы мы были самыми счастливыми людьми в одном из самых красивых мест на планете. Бархатная Феодосия…
Текст главный редактор KAFABELLA
Вместе с этим читают: