+7 (978) 882-82-89 whatsapp_socialnetwork_17360viber.png

+7 (953) 008-81-04 document-properties

Турбюро: kafabella@mail.ru

E-mail: kafabella@mail.ru

Телефон: +7 (978) 882-82-89

Мы в Facebook

Путешествие по Европе и возвращение в родной дом

Назад

Путешествие по Европе и возвращение в родной дом

Айвазовский и море вот уже полтора века — синонимы. Когда мы говорим Айвазовский, то представляем море, а когда видим морской закат, шторм, парусник, пенящийся прибой, штиль или морской бриз, то вновь вспоминаем полотна великого мариниста. Художник рисовал не только виды любимой Феодосии, но и воспевал солнечную Италию, где написал одну из своих знаменитых картин «Хаос».

берег-моря.-штиль-1843

 
«Море».

В  1837 году Айвазовский получает Большую медаль за картину «Штиль», что даст ему право, как пенсионеру Академии, на поездку в Европу, а главное, домой в Крым, к любимому Черному морю, без которого художник не мог жить.

Приехать в весенний Крым после мрачного и блистательного Петербурга, это все равно, что попасть на другую планету. Айвазовский проводит в Крыму два прекрасных лета и пишет здесь не только морские пейзажи, но и продолжает заниматься батальной живописью и даже принимает участие в военных действиях на побережье Черкессии, где наблюдает с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе. Иван Константинович сделал тогда наброски для картины "Десант отряда в долине Субаши", написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Эту картину приобрел император Николай I. В Крыму Айвазовский знакомится с разжалованными в рядовые декабристами М.М Нарышкиным, Н.Н.Лорером, А.И. Одоевским, которые принимали участие в деле при Субаши. Крымские работы Айвазовского успешно экспонировались на выставке Академии художеств. Восхитительная коллекция картин художника пополнилась видами родной Феодосии, Ялты, Керчи.

63

"Штиль у крымских берегов"


«Европа».

Художника ждала великолепная солнечная Италия и новые, волнующие морские пейзажи, но сначала – дождливый Петербург со своим тяжелым свинцовым небом и пронизывающими ветрами.  В конце лета 1839 года художник возвращается в столицу, где 23 сентября получает аттестат об успешном окончании Академии, свои первый чин и личное дворянство. В 1840 Иван Константинович и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг едут в удивительное путешествие по Италии. По дороге в Рим они останавливались в Венеции и Флоренции, где Айвазовский познакомился с Гоголем и другими яркими деятелями русской литературы, наук и искусства – Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. Самое главное, что за время этого путешествия художник побывает на острове Святого Лазаря, где увидится со своим старшим братом Габриэлом, духовное родство с которым сохранил до конца жизни. К тому времени Габриэл приобрел видное положение в конгрегации мхитаристов. Это религиозное братство существует и поныне, а основал его в начале XVIII века армянский просветитель Мхитар Себастаци, сделавший его центром по изучению национальной истории и культуры и по ознакомлению с ними европейской интеллигенции.

20161115013004hatcpanyan

Габриэл - брат Айвазовского

Пребывание художника в «маленькой Армении» близ Венеции означало для него более тесное приобщение к чаяниям своего народа. Кроме того, здесь была великолепная библиотека конгрегации, и художник впервые проник в изумительный мир армянской книжной миниатюры, которая украшала средневековые манускрипты. Удивительно, но острове святого Лазяря у мхитаристов часто бывал Джордж Байрон, который изучал с их помощью армянский язык. И когда Айвазовский приезжал сюда, то ему предоставляли именно ту комнату, где жил великий поэт. Этот остров до конца дней художника был для него символом Армении.

Долгое время провел Айвазовский в чудесной Италии, в частности в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж по памяти, оставляя простор для импровизации. В Риме художник изучает и копирует произведения мастеров прошлого и много работает над натуральными этюдами.

 «Я, как пчела собираю мед из цветника».

11-zavorazhivayushhih-shedevrov-ajvazovskogo_c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710

"Неаполитанский залив"

Айвазовский на протяжении всей своей жизни будет возвращаться к итальянским пейзажам. Он глубоко поражен гармоничным существованием человека и моря в этой стране. Вдохновленный художник создал в Италии около пятидесяти крупных картин. Настоящий успех Айвазовскому принесли потрясающие пейзажи: «Буря», «Хаос», «Неаполитанский залив лунной ночью» и другие. Впоследствии легендарный «Хаос» приобретет Ватиканский музей, и сам Папа Римский  Григорий XVI наградит гениального художника золотой медалью. В начале 1842 года начинается путешествие великого мариниста с выставкой картин по Европе. Через Швейцарию и долину Рейна Айвазовский отправился в Голландию, оттуда отправился в Англию, а позже направился в Париж, Португалию и Испанию. Известен факт, что в Бискайском заливе корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в страшную бурю и чуть не затонул, а в парижских газетах появилось сообщение о гибели художника.

image042

"Хаос"

«Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями» - вспоминал Айвазовский. 

Айвазовский  - единственный русский художник, чьи картины были представлены на международной выставке, организованной в Лувре. Десять лет спустя Иван Константинович первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.

«Возвращение в Россию».

В Россию Айвазовский вернулся в 1844 году, на два года раньше намеченного срока. Блистательный Петербург ждал возвращения своего выдающегося художника, покорившего всю Европу своими непревзойденными картинами. Академия художеств удостаивает его звания академика, а Военно-морское ведомство присуждает почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. Айвазовскому поручили написать все русские военные порты на Балтийском море и в течение зимних месяцев 1844 – 1845 года художник выполняет правительственный заказ, создав ряд прекрасных марин.

В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Возвратившись из экспедиции, Айвазовский уезжает в Феодосию.

"Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю". 

ai v konst vech87

«Феодосия».

В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию и окончательно обосновался здесь. Зимой он обычно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России, иногда выезжал за границу. В Феодосии маэстро открыл художественную школу для одаренных детей, библиотеку, археологический музей и концертный зал. Пристроил к своему дому зал для картинной галереи - это была первая и публичная картинная галерея. В те времена в Российской империи можно было посетить только Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Румянцевский музей в Москве. А Русский музей в Санкт-Петербурге и Киеве, Третьяковка в Москве и многие другие музеи были открыты уже позднее Феодосийской картинной галереи. Первый в Крыму крупный коммерческий порт был построен в Феодосии, также, благодаря Айвазовскому.

DSC04085

Феодосия стала первым городом, куда провели ветку железной дороги – художник финансировал ее строительство.  Айвазовский постоянно занимался благоустройством родного города. Феодосийцам было, за что боготворить Айвазовского. Он не только прославил их город на всю Россию — он крестил их детей, выдавал замуж их бесприданниц-дочерей, хоронил их родителей. Кроме того, он построил водопровод!

DSC02558

Железная дорога в центре Феодосии

В Феодосии издавна легче было достать вина, чем воды. Так Иван Константинович подарил городу 50 тысяч ведер ежедневно из источника в собственном имении Субаш, протянув трубу в 25 километров и поставив в городе прелестный фонтан. Неудивительно, что по каждому поводу горожане засыпали своего благодетеля ворохом цветов, которые свозились к его дому целыми арбами.

fontain_aivazovskiy_lg

Фонтан Айвазовского

Айвазовский был самым крупным землевладельцем Крыма - ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли. Деньги от продажи своих картин и проведения выставок Айвазовский использовал исключительно в благотворительных целях. А средства на семью, на поддержание своего хозяйства получал от земель и недвижимости.

Айвазовский был очень гостеприимным человеком, а приемы в его доме отличались торжественностью. Он любил, чтобы количество смен блюд было кратно тридцати. Если собиралась семья, подавали 30 перемен, если приходили гости — 60 или даже 90. Айвазовский с удовольствием обсуждал с поваром меню. Винам, как правило, давались названия его картин - шампанское «9-й вал» или «От штиля к урагану». Нередко художник снимал с бутылки заводскую этикетку и наклеивал свою, собственноручно нарисованную. В таком виде напиток и подавался к столу. Один из внуков Айвазовского Константин Арцеулов - известный российский летчик и художник-иллюстратор вспоминал: «Дед, чтобы не баловать внуков, разрешал нам есть десерт, взбитые сливки, только по воскресеньям.»  Костя тайком бегал на кухню, чтобы попробовать любимое лакомство.

В 1888 году И. К. дом Айвазовского в Феодосии посещал  А. П. Чехов. 

in-garden2

Чехов в Крыму

"22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах- мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения? Я у него пробыл целый день и обедал».

Продолжение следует.... В следующей статье Вы узнаете о том, что так сильно терзало художника...



Вместе с этим читают:

200 лет Айвазовскому: "Баловень судьбы - И.К. Айвазовский".