+7 978 882-82-89 whatsapp_socialnetwork_17360

+7 978 011-77-02 document-properties

Турбюро:kafabella@mail.ru

E-mail: kafabella@mail.ru

Skype: kafabella info

Назад

Уникальные фрески Феофана Грека в Феодосии

Уникальные фрески Феофана Грека в Феодосии

В его образах - звучит трагический пафос и огромная сила эмоционального воздействия. Манера его письма – резкая, стремительная, темпераментная. В его работах чувствуется острый драматизм. Он накладывает на фигуры яркие блики, что придает лицам трепетность и подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, которую он использует, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения лишь усиливают общую экспрессивность образов. Его росписи созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора. Речь идет о знаменитом, легендарном иконописце Феофане Греке. Мы не просто так решили вспомнить о человеке, который был учителем Андрея Рублева.

011

Работа Феофана Грека

Феофан Грек жил в Кафе (Феодосии) и оставил здесь свой след. Сегодня фрески, которые предположительно принадлежат его кисти, сохранились в одном из древнейших греческих храмов на Карантинном холме. Исследователь Б. В. Михайловский писал о нем:

"Работы Феофана поражают своим виртуозным мастерством, смелостью уверенной кисти, исключительной выразительностью, блестящей свободой индивидуального творчества".

Спас в силах. 1405

Известно, что Феофан Грек родился в Византии, отсюда и получил прозвище Грек. До приезда на Русь работал в Константинополе, генуэзских Галате и Кафе. Также, Феофан Грек вошел в историю, не только как иконописец, но и как миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников. Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Иконописец оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью.

uspenie

Успение Богородицы, Феофан Грек

Феофан работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он также работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву. Имеются достоверные данные, что Феофан также работал и в Кафе (Феодосии) и расписал здесь несколько храмов. Сведения о его монументальных работах, которые он выполнял на родине (в Константинополе и его окрестностях) и по дороге в Россию в Кафе, идут от Епифания Премудрого (друга Феофана Грека). Он же, в свою очередь, несомненно, получил их от самого Феофана. Времена постройки храма Димитрия Солунского, где и были обнаружены фрагменты фресок, и посещения Кафы Феофаном совпадают.

храм

Храм Димитрия Солунского, Феодосия

В то время, да и в наше тоже, настоящие качественные фрески — это очень дорогая работа. Вероятно, богатые греческие купцы пригласили Феофана в Кафу для росписи греческих храмов. Фрески Феофана Грека были обнаружены в ходе реставрации храма XIV века. Как считают ученые, расписывать храм мог легендарный Феофан Грек или кто-то из его учеников. Роспись сохранилась в храме чудом. Она пережила крымское ханство, русско-турецкую, гражданскую и Великую Отечественную войны. Больше всего за свою семивековую историю фрески пострадали при советской власти. Часть росписи уничтожили, лики святых на уцелевших фрагментах стерли, а в храме организовали склад горюче-смазочных материалов.

фреска

Фресковые росписи покрывали весь внутренний объем храма. В настоящее время сохранилась лишь малая часть росписей, но и по ним можно определить византийский стиль и высокое мастерство иконописи. На сегодняшний день лучше всего сохранилась роспись алтарной апсиды и западной стены церкви. Спаситель, апостолы, Богородица, Иоанн Предтеча на алтарной арке — фрагменты изображения пророков Давида и Авраама. На западной стене, по традициям византийской росписи, сцены Страшного суда. Под красной линией — поучительный регистр: иллюстрация смертных грехов. Сюжеты читаются с трудом, роспись нуждается в серьезной реставрации. Фрески никогда не реставрировались, они дошли до нас в оригинальном варианте. 

фрески

Димитриевская церковь г. Феодосии была возведена в XIV веке. В советское время она использовалась в качестве овощехранилища, а после Великой Отечественной войны – как общежитие для матросов. По мнению специалистов, именно жильцы и белили стены поверх уникальных фресок.  

Вместе с этим читают:

Армянский храм Святого Сергия в Феодосии