+7 978 882 82 89

+7 912 648 62 23

Андрей Румянцев

dsc_0012s
Дон Кихот

Андрей Хфитисович Румянцев

Между художниками прошлого и более поздних эпох всегда существовала связь поколений. Это позволяло вторым привносить в свое творчество опыт первых. Начиная с XVIII века, Российская академия художеств отправляла лучших выпускников за границу «для усовершенствования», в Европу, чаще в Италию, где в музеях хранятся сокровища мирового искусства, а природа и архитектура так живописны, что сами просятся на полотно. Мир знает имена выдающихся художников: Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Николая Ге, Карла Брюллова, Семена Щедрина и других, на творчество которых отложила отпечаток их работа заграницей. Некоторым мастерам для осуществления заграничных планов помогали меценаты и Общество поощрения художников (ОПХ). Эта традиция сохранялась до начала ХХ века. В современной же России возможностей для таких поездок у художников практически не было, но после открытия «железного занавеса», многие из них отправились самостоятельно за рубеж набираться опыта, учится на работах иностранных мастеров, дышать той природой и тем миром, в который окунались гении кисти, а при случае и заработать. Одним из таких художников был Андрей Румянцев. Это своего рода капитан Немо, который фактически не известен в России. Нам думается, представленными ниже работами он демонстрирует продолжение традиций художников прошлого.

Родился 25 апреля 1957 года, умер 6 октября 2022 г. Закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года и Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). После окончания МВХПУ, в первой половине 80-х годов XX века работал художником в мастерских Художественного фонда СССР, а в начале 90-х - в художественно-производственных кооперативах, проектировал и оформлял разного рода интерьеры. Но Андрей всегда стремился к свободному художественному творчеству, поэтому когда в 1986 году на Арбат пришли уличные художники, музыканты, поэты, сделав его одним из главных туристических объектов столицы, Андрей был там в числе первых портретистов, рисовавших прохожих по их желанию. А когда образовался Союз художников Арбата, он стал одним из его лидеров. В те годы он был женат на тележурналистке и руководительнице телепроектов Татьяне Соболевой, но общих детей у них не было. Спустя несколько лет они развелись.

У Андрея был авантюристический, романтический склад характера. Это во многом повлияло на его дальнейшую судьбу. Однажды, в начале 90-х годов на Арбат пришел капитан, житель Одессы, с необычным предложением к художникам, и те направили его к своему лидеру Румянцеву. Капитан рассказал, что он владелец двух яхт, что у него есть два экипажа яхтсменов, и они собираются плыть из Одессы в Барселону на XXY Олимпийские игры. Капитан добавил, что он уже подготовил все необходимое для дальнего заграничного похода, но поскольку путь не близкий, то для покрытия расходов на стоянки в портах Турции, Греции, Италии и Испании ему нужны будут деньги. В связи с этим он хотел бы на каждую яхту взять по несколько художников, которые бы писали за валюту портреты людей в этих портах и делились с капитаном прибылью. Проект Арбатской стороне понравился, и вскоре две яхты с добавленными к экипажам художниками отправились в необычное по тем временам путешествие. 

Первая стоянка была в порту Стамбула, но здесь работа уличных портретистов никакой прибыли не принесла. Турция - по тем временам страна бедная, горожане, если и соглашались на портреты, то за один-два доллара. Вторая стоянка была в порту Пирей вблизи Афин, художники отправились на автобусе в столицу Греции, но там «вырисовалась» примерно та же картина. Когда вернулись на яхты, капитан и команды заподозрили мастеров кисти в непорядочности: мол, утаивают заработок и не хотят делиться. Ситуация стала критической в Италии, где, хотя художникам и удалось что-то заработать на портретах, но не так много, как хотелось бы капитану и матросам. Градус взаимоотношений художников и матросов накалился до такой степени, что дошло до драки. И, как результат, дети Минервы были высажены на гористый берег. Драка произошла возле итальянского Капри. Художники с острова отправились на материк, а оттуда с помощью сотрудников нашего посольства улетели в Москву, потому что на Капри, острове миллионеров, не то, чтобы нашим художникам, даже местным работать на улице портретистами не разрешалось. И только Андрей Румянцев остался на Капри. Он поселился в гроте возле порта Марина Гранде, куда на стоянку заходят самые дорогие яхты мира, и ночевал несколько месяцев в этой неглубокой пещере у подножья высоких скал, пытаясь заработать нелегально в городском парке. За неимением денег он поднимался к парку пешком по горным серпантинам дорог (Капри – это остров – гора), хотя неподалеку был фуникулер. Мамочки, прогуливаясь в парке с детьми, за небольшую плату соглашались, чтобы русский художник рисовал портреты их чад. Сработало сарафанное радио, появились хоть какие-то заказы.

Вскоре о русском Андрее узнала местная полиция и несколько раз вежливо сделало ему предупреждения о том, что художнику в Италии, тем более на Капри, работать без специального разрешения нельзя. Но к этому времени многие жители острова относились к нему уже с большим уважением и называли его маэстро. О русском художнике узнал мэр Капри и захотел, чтобы Андрей, который обычно работал в технике сухая кисть, написал его портрет маслом. Портрет мэру понравился, и после него аналогичный заказ сделал начальник полиции города Капри. Как поощрение, от блюстителя порядка Андрей получил документ, разрешающий ему работать уличным портретистом на центральной площади - Пьяцетте, расположенной возле верхней станции фуникулера.

Конкурентов не было, на позирование к мастеру выстроилась очередь. Андрей стал зарабатывать очень большие деньги, потому что в технике сухая кисть писал до восьми портретов в день. А потом были заказы от мировых звезд, предпочитающих отдых на Капри (многие из них обладают здесь недвижимостью); и заказы от тех, сильных мира сего, которые посещали остров на своих судах.  Так Андрей познакомился с секс символом Италии, актрисой театра и кино Сабриной Ферилли, с Маркизой Александрой, у которой он больше года жил в ее родовом замке и рисовал для ее фамильной коллекции картины, с выдающимся футболистом Мишелем Платини, с американской моделью Наумией Кембл, с итальянской миллионершей, конезаводчицей Патрицией Деферрари, у которой покупали высококлассных коней мировые знаменитости, в том числе и наш поэт Евгений Евтушенко.

И наконец судьба свела Андрея с дочерью будущего президента США Дональда Трампа Иванкой, которая отправилась со своей матерью, чешской моделью и горнолыжницей Иваной Трамп, в ее свадебное путешествие. После развода с Трампом мама вышла замуж за итальянского предпринимателя Риккардо Маццукелли, и в качестве подарка он преподнес ей целый корабль, новенькую двухпалубную барку - молодожены получили ее со стапелей в Салерно. Оттуда и отправились на Капри, чтобы захватить друзей на корабль и дальше идти в Монте-Карло. Вечером Ивана прогуливалась со своим младшим сыном Эриком по Пьяцетте, и тому захотел, чтобы русский художник нарисовал его портрет. Маццукелли это не понравилось, он велел идти художнику рисовать портрет мальчика на корабль. Андрей отказался, пояснив, что у него стоит очередь на портреты. Тогда Риккардо пообещал, что он возьмёт Андрея с собой в плавание, а по пути в Монте-Карло художник будет рисовать портреты гостей, и он заплатит ему столько, сколько он скажет. Таким образом Андрей оказался на одном корабле со знаменитостями и подружился с дочерью Дональда Трамп и Иваны Трамп, Иванкой. Это была просто дружба. Иванка восхищалась портретами Андрея и с удовольствием слушала рассказы о его полной приключениями жизни. Маццукелли предлагал работать с ним и дальше, но Андрей никогда не гнался за богатством, славой, он был искренним человеком и всегда надеялся только на себя. Поэтому, когда барка пришла в Монте-Карло, Андрей сказал, что он возвращается на Капри. Риккардо Мацукелли заказал ему такси, и Андрей с шиком по дороге, идущей вдоль средиземноморского побережья, вернулся на остров, где прожил затем еще несколько лет, рисуя портреты.

Андрей Румянцев был очень щедр душой. Он считал себя человеком мира. Друзей у него было много и деньги у него не держались. Когда он выполнял какой-нибудь заказ (а он создавал и оригинальные витражи, панно на заказ для интерьеров разных заведений острова), то после получения денег, вокруг него сразу собиралась толпа гастарбайтеров, охочих до дармовой выпивки: поляки, украинцы, молдаване, греки и другие. Большинство из них работали на острове у богатых хозяев садовниками, дворниками, конюхами. Некоторым удавалось нелегально работать строителями, так как для легальной трудовой деятельности в Италии требуется разрешение и виза, которая у многих гастарбайтеров была просрочена. Строительные компании брали на работу нелегалов, потому что их труд был дешевле. Андрей угощал всех пришедших или у себя на маленькой старинной вилле с видом на Везувий (он ее снял на пару лет), или в какой-нибудь таверне. Не мудрено, что на другой день Андрей нередко оказывался без копейки денег. Но хорошие знакомства, всегда сопутствовавшая удача и вера в свой талант, уже скоро снова приносили ему капитал, который свободный художник опять бездумно пускал на ветер.

Румянцев и сам не чурался грубого физического труда. Когда разрешение на работу заканчивалось, а новое приходилось ждать долго, он устраивался в местную строительную компанию, с хозяином которой дружил, и с самого раннего утра вместе с остальными нелегалами таскал огромные глыбы для возведения стен, замешивал бетон или рыл котлован под фундамент какого-нибудь особняка. На острове много старинных вил, и некоторые требуют реконструкции. 

Был и период, когда он работал подмастерьем у известного скульптора в Неаполе: готовил ему глину, воспроизводил его модели в мраморе, бронзе и других материалах, а заодно учился. Кроме того, уникальная природа Капри, красивые скалистые бухты и останки вилл Римских императоров вдохновляли художника для работы на пленэре, но небольшие живописные работы у него не задерживались, он их обычно дарил друзьям и знакомым или продавал совсем недорого.

Андрей Румянцев работал уличным портретистом и в других городах Италии: Риме, Неаполе, Сан-Ремо, Весте. Знакомства со знаменитостями на Капри дали свои плоды, и теперь в каком бы итальянском городе он не находился, ему делали заказы на портреты известные адвокаты, врачи, бизнесмены, артисты и многие другие. Когда он подружился с Сабриной Ферилли, та пригласила его в закрытый римский клуб на вечеринку, где собирались мировые звезды. На ее предложение Андрей осторожно сказал, что, возможно, он не достоин посещения столь особого заведения. На это Сабрина ответила, что он, хотя и не известный, но очень талантливый художник, и должен вести себя с творческими людьми даже такого уровня на равных. В клубе она познакомила его с некоторыми итальянскими, испанскими и французскими знаменитостями, многие из которых в дальнейшем сделали ему заказы.

А потом была работа портретистом в Испании, в городах Барселоне и Сантандере - в каждом из них он прожил несколько лет. Больше года проработал Андрей Румянцев художником-портретистом в городе Лас-Пальмас на острове Гран  Канария, где местные уличные художники, не выдержав конкуренции с мастером, подставили его полиции, в результате чего он был вынужден отправиться на родину в Россию.

После этого Андрей Румянцев поселился на Черноморском побережье Кавказа в поселке Лазаревское. Как говорил художник, я могу жить и работать только там, где есть море. В Лазаревском и Сочи Андрей продолжал писать портреты на набережных, где любят прогуливаться отдыхающие. Для этого он заранее арендовывал у местной администрации место. Когда Андрей показывал кому-нибудь из клиентов личный альбом с фотографиями портретов мировых знаменитостей, ему не верили, что он их рисовал, но на лицо были и фотографии, где художник стоял рядом или даже в обнимку с теми же людьми.

Последние три года жизни в зимние периоды Андрей жил в Тамбове у своего друга Сергея, с которым когда-то проектировал и возводил мемориал защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны в Воронежской области, а на лето уезжал в Крым, работал портретистом на набережной Судака.

Там он и скончался. Ему было 65 лет. Возраст, казалось бы, небольшой, но вся его жизнь была насыщенна романтикой и приключениями; и те немногие картины, которые он оставил после себя – это отражение его жизни. На картинах, написанных маслом, море, горы, образы женщин. В серии картин «Литературные герои» мы видим «Остров сокровищ» с одноногим, одноглазым пиратом на палубе корабля. Несмотря на то, что он калека, пират полон юмора и жизнелюбия. Он везет на корабле награбленное золото и произведения искусства, но не они его занимают, а открывающиеся впереди новые приключения. В этой картине много философских моментов и один из них – это символ времени в руках сидящей на его плечах обезьяны (она держит часы на цепочке). Восточная мудрость говорит: «Времени не существует, мы создаем время, реальность и окружающие нас формы своим умом». На картине «Дон Кихот» автор изобразил себя в образе главного героя. Таким он был, задумчивым и всегда готовым на творческие подвиги. В этой серии есть еще картина «Робинзон Крузо», на которой изображен в образе Робинзона один из его друзей с говорящим попугаем на плече. А картина «Адам и Ева» между тем переносит нас на страницы библии, где рассказывается, как начинался мир людей. Художник по-своему увидел эту историю и поместил Адама и Еву в пустотность ствола дерева. Случайное это было решение или нет, мы не знаем, но та же восточная философия йогов и буддистов говорит, что проявленный мир по своей природе пустотен.

Кроме того, Андрей сделал много копий картин известных художников. Поражает его умение точно передавать технику мастеров, писавших картины в разных направлениях живописи. Владение разными стилями изобразительного искусства не раз выручало художника финансово еще в до итальянский период, когда он быстро реагировал на заказы хозяев начинавших тогда появляться московских салонов и предоставлял им высокотворческие картины, созданные на собственном воображении в стиле сюрреализма, абстрактного экспрессионизма, поп-арта, неоклассицизма, абстрактного и концептуального искусства, арт-деко, конструктивизма и в других направлениях.

И еще было у художника одно увлечение – изобретательство. Так он придумал необычный мольберт, оригинальный и очень простой в изготовлении тубус для живописных полотен и многое другое; и на протяжении всей сознательной жизни он работал над вечным двигателем, в основе которого были два небольших металлических шара, приводящихся в движение за счет центробежной силы на своеобразном волнистом диске с круговой дорожкой. Импульс бесконечному движению должна была задавать энергия космоса. Детали и заготовки для необычного агрегата Румянцеву точили знакомые моряки в своих мастерских на кораблях, которые заходили в морские порты в местах его проживания.

Нам кажется не случайным то, что расцвет творчества художника Андрея Румянцева приходится на годы, проведенные им в Италии, а закат на годы, проведенные им в Крыму, ведь этот полуостров унаследовал и итальянский период в числе многих культурных периодов, которые слоями создавали его историю. И эти горы, которые окружают Судак с его Генуэзской крепостью, нам думается, очень сильно напоминали ему Италию, по которой Андрей Румянцев сильно скучал.

 Иностранец

АЛЕКСЕЙ ГОРЯЙНОВ, МОСКВА