Учитель — это древнейшая и уникальная профессия, которая находится вне времени, моды и географии и остаётся востребованной и сегодня. Как и всё на свете, она претерпевает значительные изменения. В словаре Ожегова сказано, что учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. В современной жизни рамки профессии учитель значительно расширились. Учителя передают нам знания на курсах иностранных языков, учат различным бизнес наукам, как бизнес – тренеры и коучи. Невозможно точно сказать, когда именно произошла эта профессия, требующая от человека полной самоотдачи, мудрости и любви к тому, что он делает.
Вероятно, что профессия учитель, стара так же, как и сам мир. Когда людям приходилось добывать пропитание собирательством и охотой, дети, едва начав ходить, тоже принимали в этом активное участие и, наблюдая за жизнью взрослых – учились. Точно также, сейчас поступают примитивные племена Центральной Африки, островов Микронезии, сельвы Амазонки при обучении своих детей. Постепенно возникает письменность, знания начинают накапливаться и передаваться из поколения в поколение. Когда возникли древние царства – Индия, Китай, Египет, Месопотамия, основными учителями становятся жрецы. Образованных людей очень мало и в основном обучение строится по профессиональному принципу: учат только то, что впоследствии позволит овладеть той или иной профессией. Постепенно начинают возникать зачатки первых школ. Особенно хочется отметить пророков, потому как все они, в какой – то степени, были учителями, донося до своего народа знания о мире и его Создателе. Когда возникли две величайшие цивилизации Греция и Рим, то к этому времени ценность образования и особенно учителя становится очевидной. Именно в Греции был основан первый университет – афинский Афинейон (высшее учебное заведение общего высшего образования) и высшие школы – риторская и философская. В этих школах преподавали самые умные, талантливые и вольнонаемные граждане: педотрибы, педономы, дидаскалы, педагоги. Слово «педагогика» происходит от древнегреческого «детовождение», то есть, воспитание детей и подготовка их ко взрослой жизни.
Школа в Древней Греции
В Древнем Риме учителя назначались от имени императора. Как правило, это были государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но самое главное – много путешествующие и много видевшие, хорошо знавшие культуру, обычаи и языки разных народов. Римляне переняли от греков практику обучения в университетах и силами императора Адриана, основали первый Атеней, в 135 году н.э. Целью императора было взять высшее образование под контроль, придав ему официальный статус и устранив возможность конфликтов между властью и людьми образованными. Что касается Китая, то в древних хрониках, дошедших до нас, упоминается, что еще в XX до н.э в стране существовало министерство, которое ведало делами просвещения народа и назначало на должность учителя самого мудрейшего. А первым университетом в Европе был Константинопольский университет, основанный в 425 году н.э по образцу Атенея императором Феодосием II и получившим статус университета в 848 году. Когда Константинополь пал в 1453 году, университет продолжил свое существование под другим названием. В настоящий момент времени, самый старейший в мире университет, который действует непрерывно с момента своего основания в 859 году, находится в городе Фес, Марокко и называется Университет Аль – Карауин. В том же IX веке появился еще один университет Салерно, который просуществовал до 1861 года, а также, литературные школы в Охриде и Велики – Преславле, основанные царем Борисом I. А знаменитый Аль – Азхар появился намного позднее.
Университет Аль - Карауин, Марокко
Преподавателями всех этих образовательных учреждений были выдающиеся врачи, юристы, богословы, экономисты. Все они считали за честь читать лекции и просто преподавать студентам. Эпоха Средневековья внесла свои коррективы и уровень образования населения в это время крайне низок. Слабая свеча знания тлела только за монастырскими стенами. Свежий ветер знания из Аравии и возникновение Ислама принесло в этот мир обязанность сохранять накопленное и приумножать его. Расцвет Исламского государства совпадает по времени с расцветом в нем педагогической мысли. Открывается большое количество начальных и средних школ, университетов, многие из которых существуют по сей день. Европейцы едут на Восток, чтобы получить образование, а арабские книги переводятся на все языки и не имеют аналогов вплоть до самого Ренессанса. Самые старейшие европейские университеты и школы, которые откроются позднее: Университет св. Андрея в Шотландии, 1088 г. – первый европейский университет в Болонье (Италия); 1167г. – Оксфорд; 1218г. – Саламанка; 1222г. – Падуя; 1224г. – Неаполитанский университет; 1253г. – Сорбонна; 1284г. – Кембридж.
Легендарный университет Oxford в Англии
Ближе к эпохе Возрождения университеты становятся очагами свободомыслия, и постепенно выделяется профессиональная каста преподавателей. Считается, что начало современному школьному образованию было положено чешским педагогом – гуманистом Яном Амосом Коменским. Именно он стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания в начале XVII века. Такие слова как «урок», «каникулы», «класс» ввел именно Ян. Талантливый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци продолжил его наработки в конце XVII века. Что касается нашей страны, то бурное развитие школ и профессии учитель связано с именем Петра Первого. Он приглашает учителей из Европы и открывает школы, отправляя туда большое количество молодежи. Самый известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский, которого часто называют «отцом русских учителей».
Константин Дмитриевич Ушинский
Он настаивал на всеобщем образовании, включая женщин, и открывал сельские и городские школы для рабочих и крестьян. Его появление было великим благом для России середины XIX века. XX век подарил нам великого педагога А.С Макаренко. В сложные для нашей страны годы, он смог создать революционный подход к образованию и доказать его действие на практике. Известны миру примеры, когда учителя, рискуя собой, обучали детей родному языку, культуре и религии, как давали уроки во время бомбежек и в партизанских отрядах. Мы помним о них, и они живы в наших сердцах, несмотря на то, что история не сохранила имен этих выдающихся людей. В наше время профессия учителя считается не престижной, сложной и неблагодарной. Но совершенно очевидно одно, для того, чтобы быть хорошим педагогом, нужно без оглядки на общественное мнение любить детей, любить жизнь, любить свое дело и верить в то, что оно правое.
Вместе с этим читают:
Прекрасные цветы нашего будущего