«Город нежных акварельных тонов» - именно так Александр Грин называл Феодосию, которую он любил всей душой, и которая стала его обетованной страной. Грин искал покоя и хотел быть ближе к любимому морю. Именно в Феодосии, в доме № 10 по улице Галерейной, где сейчас находится музей писателя, он провел свои лучшие творческие годы.
Александр Грин
Александр Степанович Грин (1880-1932), русский поэт и прозаик родился в Слободской Вятской губернии, в семье ссыльного поляка, участника восстания 1863 года, сосланного в Сибирь. Окончив четырехклассное училище, в 1896 году Грин уезжает в Одессу в поисках мечты - с раннего детства писатель любил книги о путешествиях и мореплавателях и мечтал выйти в море на каком-нибудь корабле матросом. Шесть лет жизни Александр Грин провел в скитаниях, работая то грузчиком, то землекопом, то железнодорожным рабочим, артистом бродячего цирка, рыбаком и золотоискателем на Урале. В 1902 году поступает на солдатскую службу и несколько месяцев находится в карцере. Тяжесть солдатской жизни заставляет Грина дезертировать. В это время он сближается с социал – демократами и занимается подпольной работой в городах России. В 1903 году Грин был арестован в Севастополе за пропаганду среди матросов и был выслан на десять лет в Сибирь, но попал под октябрьскую амнистию в 1905 году. В 1906 году в Петербурге был снова схвачен и выслан на четыре года в Тобольскую губернию. Грину удалось бежать в Вятку и раздобыть чужой паспорт, с которым он навсегда покидает родной город.
Грин со второй женой
В Москве рождается его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» - это агитационная брошюра за подписью А.С.Г, написанная для распространения среди солдат по просьбе товарищей Грина по партии. Весь тираж был конфискован в типографии и сожжен. Прежде, чем писатель находит своего героя, он напишет не один рассказ. Грин начинает создавать романтические новеллы, события в которых развиваются в экзотических обстоятельствах. Первая его новелла «Остров Рено» - 1909 год. В 1912 – 1917 годы Грин много работает и опубликовывает более 350 рассказов. В этих произведениях окрепла манера писателя извлекать из трагической реальности мечту о счастье. Писатель восторженно встречает Февральскую революцию 1917 года, но последующие события считает трагедией для страны. В Петроград Грин приезжает с надеждой на скорые перемены. Именно этим настроением и пронизан его очерк «Пешком на революцию». Но последующие его рассказы «Восстание», «Маятник души», «Рождение грома», говорят о разочаровании и раздражении писателя. Грин видел и описывал «людей, закрывших лицо руками». Посереди кошмара и хаоса, обрушившихся на страну, Грин пишет знаменитую повесть – феерию «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», в которых он придумывал собственный, романтический, далекий от происходящего ужаса, мир. В 1919 году Грин служит в Красной Армии связистом и печатается в журнале «Пламя», редактором которого был Луначарский. Реальная жизнь отторгала волшебный мир Грина вместе с его создателем. Стали все чаще появляться критические замечания в адрес писателя. Такой Грин «иностранец в русской литературе» был не удобен и не нужен своей заново переродившейся стране. Создателя великолепных алых парусов - символа надежды и сбывшейся мечты практически не печатают. В 1924 году, больной туберкулезом Грин уезжает в Феодосию. В 1930 перебирается в поселок Старый Крым, где проводит последние годы своей жизни. В Старом Крыму написаны роман «Дорога никуда» - 1930 год, «Автобиографическая повесть» - 1931 год. 8 июля 1932 года Александр Грин уходит из жизни.
Ассоль
Феерия «Алые паруса» была написана в голодном и холодном Петрограде, где, согласно первоначальному замыслу автора и должно было происходить действие. Однако, Грин переносит историю в вымышленный городок Каперна, в названии которого литературоведы впоследствии найдут созвучие с библейским Капернаумом.
«У меня есть «Алые паруса» - повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Александр Грин.
Кадр из кинофильма "Алые паруса"
Долгое время было принято считать, что «Алые паруса» явились прямой творческой реакцией писателя на революцию. На самом деле, это не совсем так. Грин писал о беззащитной, мечтающей и ждущей своего героя на корабле, девочке Ассоль, в те годы, когда ему было негде приклонить голову, а вокруг него рушился мир, пусть им нисколько не любимый, но пришедшее оказалось еще ужаснее, чем можно было представить. Сказка о бедной девочке писалась тогда, когда от него закрывали буфет в доме его второй жены, потому что писатель не мог прокормить семью своим никому ненужным литературным трудом. Когда его погнали на войну умирать за чуждые ему идеи, он взял с собой эту спасительную рукопись. Там, в прокуренных казармах, неграмотный комиссар просвещал его, профессионального агитатора, светом ленинского учения о классовой борьбе над мировой буржуазией. Эту тетрадку с «Алыми парусами» он таскал с собой по тифозным баракам и госпиталям и верил, что однажды, в голодный и измученный Петроград войдет корабль с красными парусами, только это будет его цвет, а не их. В эту книгу он вложил столько отчаяния, боли и надежды, сколько не вложил ни в одну другую. Только в третьем варианте книги красные паруса стали алыми – «цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом». Очень долго не давался Грину образ Артура Грэя, человека, сумевшего делом доказать, что несбыточное – возможно. «Алые паруса» были опубликованы после гражданской войны, но и сегодня это бессмертное произведение пользуется популярностью. Великая книга издается и переиздается. Название подхватили молодежные клубы, кафе, рестораны и гостиницы. Рубрика «Алый парус» больше полутора десятилетий не сходит со страниц «Комсомольской правды». «Алые паруса» - символ выпускных балов в Санкт – Петербурге. Основные сцены легендарного советского фильма «Алые паруса» были сняты в Крыму, в Коктебельской бухте. Алый, кроваво – алый цвет парусов, парусов надежды, веры и любви, по сей день является ярким светочем в мировой литературы, родина которой - Россия.
Вместе с этим читают:
Дом - музей Волошина в Коктебеле