Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Этот удивительный инструмент полностью изменил характер музыки всей западной цивилизации.
Хороший инструмент - это часть культуры. Как и у любого музыкального инструмента у фортепиано существует своя неповторимая история возникновения. Конечно же, вы знаете, что фортепиано – далеко не первый клавишный инструмент в истории человечества. Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века, а самый древний из них – орган, духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является родственником фортепиано, как многие ошибочно полагают. Орган до сих пор считается «королём» музыкальных инструментов и отличается мощным и глубоким звучанием, аналогов которого нет. Первым клавишным инструментом, который появился в позднем Средневековье, был клавикорд.
Клавикорд
Звук этого инструмента напоминал звучание современного фортепиано, но был слишком тихим и мягким, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Причина в том, что у клавикорда было всего по одной струне на клавишу, тогда как у фортепиано на каждую клавишу приходится по три струны. Так как клавикорд был очень уж тихим инструментом, то такая роскошь, как реализация элементарных динамических оттенков – crescendo (постепенное усиление силы звучания) и diminuendo (постепенное уменьшение силы звучания) была невозможна. Но, несмотря на это, клавикорд был любимым инструментом для домашнего музицирования, и его можно было обнаружить в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха. Прямой родственник клавикорда, другой клавишный инструмент – клавесин, был изобретен в Италии в XV веке.
Клавесин
Положение струн у клавесина было несколько иным по сравнению с клавикордом. Струны расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного фортепиано. У клавесина был достаточно звонкий звук, но и этого звучания не хватало для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно, а не «затухали» очень быстро – еще одна особенность данного инструмента. Еще один вид струнно – клавишного инструмента, популярного в XV, XVI, XVII веках был спинет. По сути, это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Спинет, как правило, был богато декорирован и являлся таким же украшением дома, как и роскошная мебель.
Спинет
Время шло и на рубеже XVIII века абсолютно все композиторы и музыканты стали ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по своей выразительности скрипке. Это должен был быть инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на яркое и громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Первое фортепиано появилось на свет в 1709 году в Италии. Его изобрел итальянский производитель музыкальных инструментов Бартоломео Кристофори и назвал свое божественное творение «gravicembalo col piano e forte», что в переводе с итальянского означает «клавишный инструмент, который играет тихо и громко». Бартоломео Кристофори родился 4 мая 1655 года в Италии. К сожалению, о личной жизни этого человека почти ничего не известно. До 1690 года Бартоломео жил и работал в городе Падуя, затем переехал во Флоренцию, где служил у Фердинандо Медичи (производил клавесины), а так же занимался настройкой музыкальных инструментов. Как и все гениальное, инструмент Кристофори был очень простым и состоял из клавиш, войлочного молоточка, струн и специального возвращателя. С ударом по клавише молоточек бил по струне, тем самым вызывая её вибрацию, которая совсем не похожа на звучание струн у клавесина или клавикорда. Молоточек шёл назад, с помощью возвращателя, не оставаясь при этом прижатым к струне, и не заглушал, таким образом, её звучание. Чуть позже этот механизм усовершенствовали и с помощью специального приспособления молоточек опускался на струну, а затем возвращался, но не до конца, а лишь наполовину, что давало возможность легко исполнять трели и репетиции – быстрые повторения одного и того же звука. Бартоломео Кристофори скончался 27 января 1732 года, но у него, конечно же, были последователи. Самым известным учеником Кристофори был Джованни Феррири. Позднее немецкие и австрийские фабрики совершенствовали механику фортепиано, созданную Бартоломео. В наше время существуют несколько фортепиано, собранные великим мастером. Известно о трех моделях, которые находятся в музеях Нью-Йорка, Лейпцига и Рима.
В отличие от предшественников, фортепиано подарило музыкантам и исполнителям возможность менять динамику звучания внезапно и постепенно. Этот инструмент, рожденный в рококо, становится особенно популярным в эпоху классицизма и используется как для домашнего музицирования, так и для концертного исполнения. В тот период появляется новый музыкальный жанр, жанр сонаты, ярким образцом которого становятся произведения Моцарта и Клименти и фортепиано, как, нельзя, кстати, подходило для ее исполнения. Меняется репертуар оркестров и ансамблей. На главную сцену выходит новый жанр – это концерт для фортепиано с оркестром. Нужно отметить, что фортепиано, в отличие от клавесина, который исполнял роль аккомпанирующего инструмента, становится сольным инструментом, благодаря своим динамическим возможностям. Теперь роскошное звучание этого инструмента можно было услышать не только во дворцах. Все больше людей готовы были платить немалые деньги за то, чтобы услышать того или иного солиста, а круг любителей именно фортепианной музыки расширялся. Конечно же, появилась ощутимая потребность в новых произведениях для фортепиано, а количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для этого инструмента, росло С помощью фортепиано стало возможным выражение своих чувств и эмоций через его завораживающее звучание. Это не могло не отразиться на творчестве таких величайших композиторов новой эпохи романтизма, таких, как Шопен, Шуман, Лист. По сей день этот чудесный, с многогранными возможностями, инструмент, несмотря на свою молодость, оказывает на всё общество огромное воздействие. Почти все великие композиторы творили для фортепиано. И, надо полагать, что с годами его слава только возрастёт, и оно всё больше и больше будет радовать нас своим волшебным звучанием. Рост популярности этого инструмента привел к появлению пианистов – виртуозов. Фортепиано любили и любят по сей день, потому что оно дает возможность музыканту исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Его появление стало самым настоящим поворотным моментом в истории искусства.
Фортепиано изменило характер европейской музыки, и только за прошедшие триста лет почти все композиторы писали музыку для этого инструмента и многие из них знамениты, именно благодаря фортепианным произведениям. У современных фортепиано 36 черных и 52 белых ключа, что в общей сложности составляет 88 ключей (нот). У большинства старших фортепиано было 85 ключей. Раньше белые клавиши делали из слоновой кости, однако слоновая кость не используется с 1950 – х, а используется современный материал – пластмасса, известная, как имитация слоновой кости. STEINWAY не прекращал использовать слоновую кость для белых клавиш до 1982 года. Первая нота стандартного фортепиано с 88 ключами – ля, и последняя – до. Наиболее совершенный музыкальный инструмент – рояль. Он не превзойден по разнообразию и красоте звучания. В отличии от фортепиано, звучание рояли более выразительно и насыщенно по тембру, игровые качества более виртуозны, клавиатура более чувствительна, а диапазон градации изменения звука – шире. Наиболее известные производители роялей — Стейнвей (Steinway & Sons), Бехштейн (Bechstein), Ямаха, Бёзендорфер и Кавай.
Вместе с этим читают: