Принимаясь всей страной за «Оливье», мы в очередной, 5,799 раз будем смотреть любимый фильм о…? А о чем, собственно этот фильм? О любви? Да, конечно. О том, как наши русские мужчины шикарно ходят в баню, после чего случайно оказываются в другом городе: действительно, а как, собственно, это произошло, и зачем вы переставили мебель??? Конечно, же! Это наш, наш, фирменный стиль. Неудивительно, потому, что так, как умеет отмечать праздники русский человек, не умеет отмечать праздники никто в мире. Мы любим жизнь и любим жить и кто бы, что не говорил, мы делаем это красиво.
Ребят, без дураков, пьем за Женечку Лукашина
«Ирония судьбы» - разобранная на цитаты, такая родная и домашняя - дорогой сердцу гость во время всех новогодних каникул в сотый, в тысячный раз и в каждом доме под селедку под шубой и мандариновые поздравления. В этом году, мы не будем нарушать традиций, и полагаться на случай и включим телевизор, где Евгений Лукашин с веником в портфеле, строгий и всегда «правильный» Ипполит, очаровательная Надя в праздничном платье, бой курантов, аромат дефицитных французских духов, вкус заливной рыбы, наше детство, пушистая елка и ожидание чуда – весь этот уютный букет дарит нам один единственный фильм.
Когда на Крым обрушилась, так называемая, энергетическая блокада, выдающийся Эльдар Рязанов – режиссер бессмертной «Иронии» и других легендарных фильмов, без которых не обходится ни один русский праздник, ушел из жизни. Но мы, несмотря на то, что не имели доступа ни к интернету, ни к новостям, все же узнали об этом трагическом событии. У большинства россиян, с Эльдаром Александровичем связаны только самые добрые ассоциации и останутся светлые воспоминания. И это хорошо. Никому не в обиду, сейчас такого кино не снимают. В нас пропал дух авантюризма, и мы перестали лазать в окна к любимым женщинам? Да, наверное. В преддверии Нового года не станем устраивать разбора полетов и задаваться вопросом: почему так, а? А лучше – ка вспомним, как это было, 40 лет назад…
«Я сейчас где, а???»
Налей, налей, бокалы!
Премьера «Иронии» состоялась в далеком 1975 году 31 декабря под Шампанское и Оливье. Аудитории, которая насчитывала около 100 млн человек, фильм безумно понравился и уже 7 февраля, по многочисленным просьбам телезрителей, картину повторили. В 1977 году журнал «Советский опрос» провел опрос, по итогам которого «Ирония судьбы» стала лучшей кинокартиной. В этом же году фильм был удостоен Государственной премии СССР. Эта новогдняя история является экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С легким паром или однажды в новогоднюю ночь», написанной в 1969 году. Прежде, чем пьесу экранизировали, она с успехом шла в нескольких театрах.
«Началось с того, что мы со сценаристом Эмилем Брагинским решили банально заработать денег и написать комедию с минимальным количеством персонажей, действие которой происходило бы на одной декорации. Вспомнили историю, как один человек 31 декабря пошел в баню, там выпил, потом зашел к друзьям, которые отмечали годовщину свадьбы. В гостях он быстро надрался. Пьяный шутник, один из гостей (говорят, это был Никита Богословский, знаменитый своими розыгрышами, но он не раз от этого публично отрекался) отвез его на Киевский вокзал, дал проводнице общего вагона десятку. Бедолага очнулся на третьей полке, когда поезд уже подходил к Киеву. Как дальше сложилась судьба этого человека, мы не имели понятия. Стали сочинять…»
«Нанананаденька»
На роль главной героини, красавицы – Нади Шевелевой претендовали именитые актрисы: Светлана Немоляева, Людмила Гурченко, Антонина Шуранова, Алиса Фрейндлих, Валентина Талызина, которая впоследствии и озвучила Барбару Брыльску, потому как Барбара почти совсем не говорила по – русски. Рязанов был очарован этой польской актрисой, сыгравшей главную роль, в аморальном по тем временам фильме, «Анатомии любви». Предприимчивый режиссер раздобыл ее телефон и позвонил в Варшаву. Барбара прочла сценарий и незамедлительно вылетела в Москву, где успешно прошла кинопробы и получила роль Нади.
Надя Шевелева
«Не делайте из меня идиота!»
Не менее жесткий кастинг был и на роль Евгения Лукашина. Отказ получили Иннокентий Смоктуновский и Андрей Миронов, которого Рязанов видел в образе Ипполита - совершенно невозможно было поверить в то, что персонаж Миронова не пользовался бы успехом у прекрасного пола, как было задумано в сценарии. К предложению театра «Современника» взять на роль Андрея Мягкова режиссер отнесся скептически, но увидев его блистательную игру, сразу утвердил его. Что касается Ипполита, то его должен был сыграть Олег Басилашвили , который отказался от съемок в фильме из – за смерти отца. Все помнят эпизод, когда Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а Надя поднимает из снега фото Юрия Яковлева. Этот «ляп» так и вошел в историю, потому как снег растаял, и просто кадр не успели переснять.
"Ипполит, держи себя в руках"
«Нет, это не заливная рыба».
Многие знают и том, что бессмертные фразы отчаявшегося и несчастного Ипполита – «О, тепленькая пошла» и «Какая гадость эта ваша заливная рыба» - импровизация Юрия Яковлева. Теплая вода в павильоне Мосфильма - явление достаточно редкое, а рыба и правда была так себе.
Жулик
«Это мой дом, мой и мамин!»
Прототипы «типовых домов» главных героев были сняты в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125 – дом Жени и 113 – дом Нади. Дома эти были построены по экспериментальному проекту, реализованному всего в трех домах на этом проспекте. В 2003 году на стене дома 125 была открыта табличка с изображениями Андрея Мягкова и Барбары Брыльской. 29 декабря 2007 года памятные таблички были обновлены и вновь торжественно открыты при участии Э. А. Рязанова. Пятиэтажка была снесена в 2015 году, но табличка была сохранена бывшими жильцами.
«Они меня заждались там в бане!»
Любимая «банная сцена», где довольные друзья собираются перед самым Новым годом снимали сразу после первомайских праздников. В одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы и понеслось!
Из рассказа Александра Ширвиндта. «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь!»
"Под крылом самолета о чем - то поет зеленое море тайгиии"
«А с Катанянами неудобно получилось»
Василий Катанян, которому так и не удалось отведать фирменного Галиного салата из крабов, действительно существовал. Вместе с Катаняном в 1950 –е годы Рязанов снимал как оператор документальные фильмы. Эта же фамилия звучит и в других фильмах режиссера «Забытая мелодия для флейты, «Привет, дуралеи», «Вокзал для двоих».
«Меня по ошибке запихнули в самолет вместо Павла»
- Как это возможно? - удивится современный человек. Дело в том, до 1974 года при покупке билетов и посадке на внутрисоюзный авиарейс в СССР паспорта действительно не спрашивали. Однако на момент премьерного показа паспорт для полётов уже требовался. Не портить же идею?
Кто - то из нас летит сегодня в Ленинград. Дааа???
«Если у вас нету тети»
Рязанов хотел, чтобы музыку к фильму «Ирония судьбы, или с легким паром»! написали несколько композиторов, каждый - по одной песне. Микаэл Таривердиев получил сценарий с прилагавшимися стихами Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, первым. Через некоторое время композитор представил дюжину песен, услышав которые, Рязанов передумал работать с другими музыкантами. Сергей Никитин и Алла Пугачева, исполнившие песни за героев Барбары Брыльской и Андрея Мягкова, не были упомянуты в титрах фильма.
Ты знаешь, кто?
«Олег, между прочим, приглашает меня встречать Новый год в Суздале»
Мало кто знает, что помимо основной версии фильма, существует ещё одна монтажная версия, которая показывается очень редко. В ней, в отличие от оригинальной, первая серия заканчивается раньше и во время разговора Нади с Галей, когда Надя говорит по телефону: «Он уже ушел на аэродром», затем Галя спрашивает: «А Вы кто такая?», и Надя отвечает: «Случайная знакомая» - в оригинальной версии фильма вопрос Гали не звучит.
«Пить надо меньше»
Сам режиссер появляется в фильме, как всегда в эпизоде, в роли раздраженного пассажира в самолете, которому Лукашин не дает покоя. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.
Навязался на мою голову!
Дорогой Эльдар Александрович, спасибо Вам, за прекрасные фильмы и великолепную режиссерскую работу. Вы показали нам нашу жизнь в деталях, а ведь, как известно, мелочей – нет. И нам нравится узнавать себя на экране, нам нравится сопереживать вместе с вашими героями, нам нравится смеяться, нам нравится плакать, нам нравится чувствовать, нам нравится встречать Новый год вместе с Вами и вашей картиной, нам нравится… Спасибо…
Главный редактор, KAFABELLA.RU