+7 978 882 82 89

+7 912 648 62 23

BRAVISSIMO, Елена Архипова - Куликова

Назад

BRAVISSIMA, Елена Архипова - Куликова

Мы уже писали, что в армянском храме Сурб – Саркис, любимом храме Айвазовского, прозвучало академическое пение в исполнении Елены Архиповой  - Куликовой.  Мы встретились с Еленой, чтобы познакомить наших читателей и поклонников классической музыки с этой выдающейся певицей. Знакомьтесь, Елена Архипова  - Куликова. 

KB. Елена, о вас нам интересно абсолютно все. Начиная от любимого писателя и заканчивая сокровенной мечтой. Начнем, пожалуй, на мой взгляд, с главного. Расскажите, как получилось, что вы оказались в храме Сурб – Саркис, где покорили феодосийцев и гостей нашего города своим божественным пением?

DSC02369

Святой Сергий в храме Сурб - Саркис

ЕАК: Это просто воля случая. Мы с мужем приехали в Феодосию в отпуск. Я здесь бывала неоднократно, поэтому, город немного знаю и знаю, что в Феодосии обязательно нужно посмотреть. Мы гуляли по набережной, а потом отправились к могиле Айвазовского, где я показала мужу старинную церковь и вдруг, мы увидели объявление, что в храме будет звучать органная музыка. Пойдем, сходим для разнообразия? Пойдем! Мы с удовольствием послушали, познакомились с исполнительницей этой великолепной музыки.

KB: KAFABELLA.RU с самого первого дня следит за развитием событий в армянском храме Сурб - Саркис, и мы считаем, что это чудесно, что у людей появилась возможность услышать восхитительную музыку, которая зазвучала в храме, к тому же, на органе.  И вдруг, появились вы. Это просто какое-то чудо. Вас сам Бог привел.

ЕАК:  В первую очередь, мы работаем для людей, которые хотят слушать музыку.

KB: Елена, как правильно нужно себя вести во время концерта или в опере?

ЕАК: Особого этикета не существует. Конечно, нужно обязательно прийти вовремя, опаздывать  невежливо. В Москве, как правило, на 15 минут задерживают концерт, как говорится  «на пробки», потому что такое движение, что все всегда опаздывают. Нельзя входить в зал во время исполнения. К сожалению, люди очень часто этим грешат. Исполнители отвлекаются, зрители отвлекаются, нарушается атмосфера. Нужно дождаться паузы, когда музыкант, например, переворачивает ноты,  говорятся какие-то вступительные слова, зрители в этот момент отвлекаются, тогда можно входить и выходить.

KB: А что касается аплодисментов.

ЕАK: Аплодировать принято в конце каждого номера. Если, конечно, не объявили, что прозвучат части цикла который состоит из 15 произведений, а исполнитель будет играть 3. Ведущий должен объявить: исполняется без аплодисментов, например,  просьба не аплодировать между частями концерта и так далее. Это правило существует и в Большом театре и в LA SCALA.

x_8b3e4159

KB: Ваша самая любимая опера?

ЕАК: Я очень люблю Петра Ильича Чайковского, оперу «Евгений Онегин». Партия Татьяны  - это абсолютно моя партия. Обожаю оперу Николая Андреевича Римского – Корсакова «Царская невеста». Это восхитительная опера! Это опера заставляет меня жалеть, что я не меццо - сопрано, ибо партия Любаши, которая отдана меццо - сопрано, более яркая, динамичная и интересная. Не случайно опера изначально называлась «Любаша», а не «Царская невеста». Это история об одной из жен Ивана Грозного, которую, по преданию отравили. Сама царская невеста, Марфа, персонаж достаточно плоский, она,  то радостная, то сошедшая с ума.  А из зарубежных,  мне очень нравится Джакомо Пуччини  «Мадам Батерфляй», я обожаю мадам Батерфляй!  Сейчас, я как- раз нахожусь в процессе изучения этой партии, не буду пока рассказывать, для чего это нужно. Очень люблю оперу Джузеппе Верди «Травиата», обожаю оперу Леонкавалло «Паяцы», Недда  -  это моя партия.

KB: Елена, когда я слушаю оперу, безусловно я наслаждаюсь тем, что происходит на сцене, в особенности, тем, что я слышу. Но меня всегда интересует один вопрос: как можно все это запомнить, к тому же, на иностранном языке?

ЕАК: Очень долго и мучительно. Совершенно верно, опера исполняется на русском, немецком, французском, итальянском. Начнем с того, что в институтах нас учат языкам. Я говорю по-итальянски, по-английски. Сейчас изучаю немецкий язык. Читаю на французском и на латыни. Как запомнить? Учить, учить, учить, с концертмейстером и без концертмейстера, учить, с записью в ушах и нотами перед глазами.

елена

BELLA

KB: Я знаю, что вы считаете, что петь может научиться каждый человек.

ЕАК: Научиться владеть тем, что дала тебе природа, может любой человек. Для этого он должен быть, хотя бы не немым. Если человек умеет разговаривать, значит, он может совершенно спокойно петь. В моей практике были случаи, несколько девушек, которые вообще никакими особыми талантами не обладали, голоса у них были, мягко говоря, средние и со слухом тоже было не очень хорошо, но… годы упорной работы и они поют.

KB: Мы сейчас говорим о том, что делаете вы или просто о пении, чтобы петь, скажем, для души?

ЕАК: Я говорю о том, что делаю я. Я могу научить только тому, что умею сама. Я не занимаюсь ни эстрадным пением, ни джазовым. Только академическое пение и классическая музыка от самой элементарной до самой сложной.

KB: Люди к вам приходят, закончив какие-то специальные учебные заведения?

ЕАК: Люди приходят разные. Бывает, что приходят из училищ, институтов, консерваторий, но с  испорченными голосами. И приходится эти ошибки исправлять. Многие педагоги неверно подбирают методику и у человека пропадают, например, верхние ноты или ему тяжело или он очень быстро устает, начинает сипнуть. Есть и более страшные случаи. Случается кровоизлияние на связках, узлы на связках, чего только не бывает.

KB: Я слышала, что орехи нельзя всем, кто поет, это правда?

ЕАК: Орехи не рекомендуются перед пением, потому что они крошатся и попадают на связки, связки плохо смыкаются и это создает определенное неудобство.

КB: А мороженое вы едите?

ЕАК: Конечно, я ем мороженое. Просто не желательно есть его перед пением. Молоко содержит клейковину, орехи  содержат масла и они дают крошку – нельзя, вообще, все что крошится, печенье, чипсы – нельзя.

KB: Естественно, нельзя курить. Или грешат некоторые?

ЕАК: Низкие голоса грешат. Бытует мнение, что можно алкоголь.  Огорчу кого – то, алкоголь  - нельзя. Особенно шампанское, вина.

лена москва

"Я очень люблю Москву, это мой родной город"

KB: Как относитесь к тому, что происходит на нашей эстраде? Вы вообще слушаете такую музыку?

ЕАК: Да, бывает, для разнообразия слушаю, почему нет? И мой муж слушает. Он очень любит Баха, но не до такой степени, чтобы слушать его в метро. Знаете, есть старая поговорка: таланту надо помогать, а бездарность пробьется сама. Талантливые люди, по странному стечению обстоятельств, очень часто не имеют денег, связей и им очень трудно пробиться хоть куда-то, хоть как-то, хоть где-то петь. Нужно иметь характер и наглость, тогда у тебя есть шанс.

KB: А что делать, если нет наглости?

ЕАК: Ждать счастливого случая и пробовать, пробовать, пробовать.

KB: Приходилось вам, как говорится, прошибать стены лбом?

ЕАК: Если только когда я поступала в институт. Очень трудно было. Я мучительно поступала в училище – это среднее звено. Два года я проваливалась, а на третий год, я решила, что я уже умная и подала документы сразу в пять учебных заведений - два института и три училища. Меня неожиданно взяли и в одно из училищ, и в один из институтов сразу. Я, конечно же, выбрала институт, чтобы не терять времени.

KB: Вся ваша жизнь была всегда связана с музыкой?

ЕАК: Знаете, в юности я собиралась стать юристом. Я почему-то очень любила исписанные тетради. Мне казалось, что если я поступлю на юридический факультет, то там, наверняка, придется очень много писать и это здорово! У меня муж юрист и он сказал, что так оно бы и было, но я бы сошла с ума и с моим характером там делать нечего. Так случилось, что моя мама, которая всегда хотела видеть меня в музыке, записала меня в музыкальную школу. Конечно, учиться было непросто. По окончанию я положила диплом в стол и сказала: к пианино я никогда в жизни не подойду. Решила, что буду юристом, потом хотела связать себя с книжным делом,  потом решила, что стану переводчиком, потому как языки у меня всегда шли хорошо, но музыка! Музыка в моей жизни была всегда. Лет в 16, мне грезилось, что я смогу поднять индустрию музыки у нас в стране. И я нашла объявление, что в одном из учебных заведений, есть такое отделение, где учат на артиста вокального ансамбля. Я съездила на прослушивание, где мне объявили: идите отсюда, нет у вас голоса. И вот это заявление заставило меня задуматься: как это нет голоса??? Я училась в музыкальной школе, где пела в хоре и пользовалась там популярностью, была солисткой, объездила всю Европу и даже была в Японии с этим хором, и никто мне не говорил, что у меня нет голоса. Видимо, меня пожалели и сказали, что сходите в такой – то кабинет и если вас там возьмут, то будете заниматься. Я как- то не подумала, что нужно заниматься вообще, и просто пошла в этот таинственный  кабинет на эмоциях. В кабинете том сидела моя будущая педагог, которой на тот момент  было 28 лет, а  мне 16. Я ей сказала, что я от заведующей кафедрой. Она, видимо, подумала, что заведующая кафедрой меня прислала с настоятельной рекомендацией: взять. И она меня взяла к себе в класс. А когда выяснилось, что я просто девочка с улицы, было уже поздно. Меня уже взяли, мне пообещали, что со мной будут заниматься, и я осталась. Через пару лет я втянулась в музыку, и не представляю как без нее жить. Отдельной строкой я бы хотела подробнее упомянуть этого человека, этого профессионала с большой буквы, человека, без которого я бы не состоялась, как музыкант, того, кто научил меня всему, что я умею, кто дал мне школу и путевку в жизнь. Это гениальный педагог и талантливая певица Елизавета Михайловна Рябенко. Мы вместе уже 18 лет, она мой строгий и мудрый наставник и чуткий друг. Всем, что я имею в профессиональном плане я обязана именно ей. Несмотря на очень молодой возраст, она кандидат искусствоведения, работала с множеством прославленных людей от маэстро Виотти до гениального Пласидо Доминго. Мы много лет дружим и ее участие в моей жизни трудно переоценить! В этом году Елизавета Михайловна отмечает свой юбилей и, пользуясь случаем, я бы хотела вот так официально ее поздравить!

италия

"Италия - моя любимая страна"

KB: Что больше приносит вам удовлетворение? Петь на сцене или преподавать?

ЕАК: Я не могу сказать. Это совершенно разные вещи. Когда ты стоишь на сцене, это особый кайф. В прошлом году, на фестивале в Польше я первый раз работала с настоящим симфоническим оркестром в большом зале. Я думала, что это будет очень страшно. По крайней мере, на репетиции было очень страшно. Но когда ты выходишь на сцену и видишь это огромное количество людей и чувствуешь за собой оркестр.…Это такая мощь! Оркестр просто выносит тебя сам и тебе бояться нечего.  

NtXH98QOQ44

А что касается моей преподавательской деятельности, скажу, что когда  долго мучаешься с человеком, который долгое время никаких приличных звуков издать не может, и когда ты видишь, что у него получаются красивые ноты.… Когда на отчетных концертах, которые у нас обязательно проходят два раза в год, я смотрю на сцену и понимаю, что вот ЭТО моя работа – я получаю невероятное моральное удовлетворение.

КB: С кем из великих исполнителей  вы бы хотели спеть?

ЕАК: Есть тайная мечта хотя бы подойти к Пласидо Доминго, но я думаю, что это вряд ли, возможно. И потом, ему столько лет, что вероятнее всего, очень скоро он сойдет со сцены. Мудрые люди уходят со сцены в зените славы. Зачем нужно портить о себе впечатление, когда это уже совеем не та легенда, которая была? Есть восхитительный контратенор, который занимается духовной и старинной музыкой, что – то вроде того, что я исполняла в храме, это Андреас Шолль. У него очень много арий, которые были написаны для кастратов, теперь – то кастратов нет, слава Богу, их заменили контратенорами. Мой хороший знакомый работает с ним сейчас. Это человек высокого профессионализма и я хотела бы с ним поработать.

N37v_gj62AE

В образе Антонины Неждановой на фестивале "Времена и эпохи "

KB: Наверное, это удивительно жить в волнующем мире искусства? Ваши друзья, вероятно, тоже представители этого изысканного мира богемы?

ЕАК: Я не могу сказать, что у меня много друзей.  В основном, это мои старые школьные друзья, которые совершенно не связаны с музыкой. А из института друзей не осталось, хотя я уверена, что мы бы все прекрасно дружили, по очень простой причине, они все уехали в свои города. Я была на одном из спектаклей, который называется «Ночь открытых дверей», по Диккенсу, в Екатеринбурге, которым дирижировал мой однокурсник, Сергей Царегородцев.  Этот спектакль получил "Золотую Маску" и это восхитительно! Мне было очень приятно, что спектаклем дирижировал мой друг.

KB: Вы легко идете на контакт с людьми?

ЕАК: Как вам сказать? Люди - это априори хорошо. Если я вижу перед собой грамотного человека, я всегда будут общаться с большим удовольствием. 

лена книга

Любимый писатель Елены Уияльям Соммерсет Моэм

Лена рассказала KAFABELLA. RU, что свое свободное время она любит проводить с книгой и обязательно вместе с мужем. Вместе они изучают немецкий язык, вместе читают, и вообще, стараются, как можно больше быть вдвоем. Лена считает, что самое главное в отношениях между мужчиной и женщиной  - дружба. Они могут обсудить любую  тему, и у них нет друг от друга тайн. Евгений оберегает Лену от негатива, который есть в нашем мире, словно она прекрасный и хрупкий, белоснежный цветок. Кстати, Лена очень любит белый цвет и шутит, что полнит не белый, а беляши. Лена обожает готовить и говорит, что ее мужу нравятся блюда, приготовленные ее руками.

KB: Мне кажется, что Женя любит все, что вы делаете.

ЕАК: Да, он меня очень любит. Он долго за мной ухаживал, наверное, года четыре. Мы случайно познакомились в поезде. Мы оба возвращались из Санкт – Петербурга в Москву и случайно оказались на соседних полках. Я долго и с большим интересом наблюдала, как он пытался улечься на этой крошечной полке. И, в конце концов, не выдержала и спросила:

-Молодой человек, а какой у вас рост?

-1, 99.

-О! Я вам сочувствую….

-Я сам себе сочувствую, уже много лет.

3gG_3uo60M4 (1)

"В первую очередь, я для него лучший друг"

ЕАК: И мы разговорились. Я дала ему свой телефон, и очень скоро он позвонил и пригласил меня  в Третьяковскую галерею. Я подумала, что ничего страшного со мной не случится, если я схожу и посмотрю картины. Пришла, посмотрела на него в свете белого дня и... О, Боже! Он очень красиво за мной ухаживал, приносил цветы под дверь. Это была очень долгая и удивительная история.

KB: Чем же он вас покорил в итоге?

ЕАК: Трудно сказать. Заботой, наверное. В любой ситуации, он всегда был рядом. Вы знаете, Женя невероятно чудесный человек с глубокой душой и очень избирательным отношением к миру. У него своеобразное мировоззрение.

KB: Вы меня заинтриговали!

ЕАК:  У него очень нестандартный подход к людям. Он обращает внимание не на то, на что все обращают внимание.

Елена произвела на нас впечатление человека возвышенного, воздушного, безусловно, невероятно талантливого. Когда она запела в храме Сурб – Саркис, мне показалось, что стены старинной церкви зазвенели. Ее глаза, излучают свет и от них буквально невозможно отвести взгляд.

pU1BgXdxuyA

KB: Лена, расскажите, как нужно жить, чтобы выглядеть так, как вы? А именно, светиться изнутри.

ЕАК: Вы знаете, на это вопрос очень трудно ответить. Возможно, это музыка. Если я долго не слышу музыку, мне становится некомфортно.  Есть вещи, которые обязательно должны присутствовать в моей жизни, чтобы я выглядела так, какой вы меня сегодня видите. Обязательно всем девочкам нужно спать - отсутствие сна, нас не красит ни в каком возрасте. Необходимо заниматься спором - практически каждый вечер я хожу в сауну и бассейн. Мы стараемся не всегда питаться гамбургерами (улыбается).  И самое главное: нужно любить людей, любить и быть любимой.

Елена обязательно вернется в Феодосию и подарит всем ценителям прекрасного удивительную возможность услышать ее восхитительный голос.

DSC00054

Елена Архипова - Куликова и  главный редактор, KAFABELLA.RU

Елена Владимировна Архипова-Куликова окончила фортепианное и хоровое отделения музыкальной школы. Во время обучения в музыкальной школе являлась солисткой концертного хора и занимала призовые места на международных фестивалях и конкурсах в России и за рубежом (Испания, Германия, Япония). В 2002 году поступает в Государственный Музыкально-Педагогический Институт им. М.М.Ипполитова-Иванова. Во время обучения в институте принимала участие в постановках оперной студии ГМПИ им. М.М.Ипполитова – Иванова. (.Училась у таких прославленных мастеров, как М.Н.Бер, Н.Ю.Юренева. Работала с оркестрами под управлением В.Понькина, М.Искрова, С.Царегородцева. В 2007 — становится лауреатом международного конкурса в Италии (г.Лониго).  В 2010 — лауреатом второго Международного Фестиваля Камерных певцов им. Н.Ю.Юреневой. 2013 — дипломант Международного конкурса » musica sacra», Рим. 2014 — лауреат и дипломант Международного конкурса и фестиваля «Rübezahl Musikalischer Garten», Польша. С 2008 года Елена Архипова-Куликова ведет активную концертную деятельность в Москве и за ее пределами. В ее репертуаре произведения авторов всех эпох — от барокко до современности, от старинной музыки до произведений мастеров Большой Оперы, от Г.Генделя  и И.С.Баха до Дж. Пуччини и Д.Шостаковича. Невероятным успехом у зрителя пользуются программы камерной музыки композиторов-романтиков, а также композиторов XX века, в которых восхитительный голос певицы раскрылся с особой яркостью. Активный участник проектов «Opera night», «Времена и эпохи». На счету певицы 2 записанных в 2009 и 2012 гг. компакт-диска (студия «Пифагор»). За более чем семилетний стаж преподавательской деятельности множество учеников, подготовленных Еленой, поступили в различные музыкальные учебные заведения.

Вместе с этим читают:

Новогодний концерт KAFABELLA КЛАССИКА состоится 26 декабря

Мегаконцерт осветил Феодосию

Правила стиля Яны Никишиной

Браво! Танцевальному клубу "Браво" - 20 лет

KAFABELLA.RU