Каждая встреча – не случайна. Каждая встреча - повод задуматься о чем – то. И я задумалась. О совести, гордыни, равнодушии и поверхностном суждении. Я узнала, что в Крыму и Феодосии уже не первый год проходит интеллектуальный конкурс среди школьников – знатоков на знание основ православия «Зерно истины». Также, я узнала, что этот предмет должен изучаться в школе, но почему – то в школе, где учится мой сын, а он ученик 4 класса, этот предмет не преподают. И это не правильно. Наша беседа с отцом Николаем началась с моего вопроса: зачем детям изучать данную дисциплину и что это им дает?
Отец Николай: Важно, чтобы дети видели не только негативный пример, но и пример позитивный. Чтобы они видели образцы Святых, а наши дети изучают их подвиги, видели, что есть хорошего в православной культуре России. Сказать Русь и не сказать Святая Русь – это не правильно. Поэтому, узнавая подвиг нашей тысячелетней истории, крещеной Руси, собственно говоря, Киевская Русь, как обособленное государство, а не удельные княжества, и появилась после крещения князем Владимиром, наши дети все это впитывают и потом смогут применить это в будущем, передать эти знания своим детям и использовать в своей жизни. У них будет сформирован нравственный барьер по отношению к грехам и соблазнам этого мира. Вот допустим современный лозунг: попробовать все. Этот лозунг, почему – то, подразумевает под собой разврат, пьянку и дикие гуляния. Абсолютно не подразумевает пост, молитву, покаяние в грехах. На самом деле, жизнь человеческая намного глубже. Намного глубже её духовный мир. Детям нужно рассказывать не о грехе, а о том, как его избежать, о добродетели рассказывать.
KB: Отец Николай, что Вы посоветуете людям?
ОН: Как можно больше читать. Читать не теги, а это очень важно. Сейчас у людей теговое сознание. KB: Отличная фраза! ОН: Часто сталкиваешься с такими моментами, например: как фамилия Сталина настоящая? Смотрит на тебя человек и недоумевает. Да самое элементарное из общей истории! Я не говорю об истории религиозной. Сколько лет назад умер князь Владимир, к примеру, хотя недавно было тысячелетие со дня его смерти. Или в каком году крещена была Русь? То есть самые основные вещи из церковной истории. Какое – то «кликовое» сознание сформировалось у людей. Человек видит тег в интернете, кликает по нему, прочитал – и сразу же забыл.
KB: А Библию как правильно читать?
ОН: Первая и единственная Книга, которая по сей день выходит самым большим тиражом – это Библия. Естественно, приступая к чтению Библии, человек должен первым делом помолиться. Потому что есть одна из заповедей блаженств которая говорит о том, что только чистые сердцем Бога узрят. Читать Библию можно как текст и как Священное Писание. Это два разных момента. Читать Библию как текст, крайне сложно, особенно Ветхий завет. Новый завет читать проще, потому что он приближен к нашему времени и современный человек может понимать суть. Но это лишь текст, а если читать Её как Священное Писание, то человек однозначно прослеживает историю домостроительства Божия, историю от грехопадения до Искупления человека от греха, проклятия и смерти Господом Иисусом Христом. В Ветхом завете есть вещи, связанные с обществом, которые сейчас, это понятно, не актуальны. Как, к примеру, человек должен был носить с собой лопатку на бедре, чтобы сходить где – то в туалет. Но! Есть заповеди, которые актуальны всегда: почитай Господа Бога твоего, матерь твою, не прелюбодействуй. Эти заповеди будут актуальны и вчера и сегодня и завтра.
KB: Каждый человек по – своему трактует то, что написано в Библии.
ОН: Принцип Sola Scriptura (только Писание), высказанный протестантами, немного неправомерен с точки зрения религиозного понимания .Конечно, многое в Писании понятно без особого толкования, но миллионы мест которые совсем не однозначны. Многие моменты Господь открывает людям праведным, Духом Святым, дабы они разъяснили эти неоднозначные моменты. Такие люди называются экзегетами, к примеру, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий Григорий Богослов и многие другие люди святой и праведной жизни. Еще раз повторю, что только самые чистые сердцем Бога узрят. А мы, порой, не всегда чисты сердцем, поверьте. Я вам приведу пример: есть на человеке грех, а он пытается найти себе в Библии оправдание. Люди нетрадиционной ориентации, например, пытаются оправдать себя, хотя в Библии же написано, что это мерзость перед Господом и Содом и Гоморра были уничтожены из – за этого. Но они упорно пытаются найти там что – то свое.
KB: Люди ищут оправдание, подтверждение своей правоты?
ОН: Самое страшное, что люди полагают, что Библия не для того, чтобы вразумиться, а для того, чтобы оправдаться. Это не так. Писание дано человеку, чтобы дать ему закон, именно религию. Что такое религия? Religare - воссоединять. Цепочка, воссоединяющая человека с Богом. Вера есть у каждого человека, вера в Бога, вера в отсутствие Бога, вера в деньги, вера в себя, как сказано в Писании «и бесы веруют и трепещут», а религия - это то, что соединяет с Богом, какая – то определенная связь через Писание, через Предание, через Таинства Церковные, которую Господь сам оставил своим ученикам и Апостолам, она уже дается только тем, кто хочет найти ее.
KB: Многие люди не любят ходит в церковь, потому что считают, что наша Православная церковь превратилась в какую – то частную лавочку, где все – за деньги. Многие очень любят цитировать момент из Библии, когда Христос выгнал торгующих из храма, а вы, мол, торгуете!
ОН: Человек, говорящий такие общие фразы, оптовые фразы – теги, как правило - он услышал это где –то и процитировал. Как правило, этот человек не пытался пожить церковной жизнью. Он вошел один раз, получил какой – то для себя СТОП. Он пришел не к Богу, он пришел к человеку, он пришел проверить: авось? Так оно или нет. Я вам скажу из реальности церковной. Я – священник и могу сказать, как оно есть на самом деле. Если ты хочешь прийти в храм помолиться, то с тебя никто, ничего не попросит. Если попросят, вы всегда можете сказать: простите, я сейчас не готов пожертвовать. То, что имеет материальную ценность - это икона, это серебряный крест, это свеча, требуют затрат у самого храма при их приобретении, и даже учитывая это во многих храмах стоит цена «добровольное пожертвование».
KB: Люди считают, что все, что вот таким образом бросается в урну для пожертвований уходит священникам на дорогие машины, например.
ОН: Есть четкая структура, так называемая церковная десятка: бухгалтер, казначей, староста и настоятель, ревизионная комиссия. Есть люди, которые строго следят за тем, как распределяются деньги. На благотворительность они распределяются, на пожертвование болеющим или нищим на оплату коммуникаций, зарплату сотрудникам. Никто же не задумывается о том, что церковь поддерживает детские дома и дома престарелых? Мы ездим, в психиатрическую лечебницу, отвозим на Пасху куличи, яйца. Мы исповедуем, причащаем, стараемся наладить религиозную жизнь тех людей, кто сегодня, к сожалению, остался с боку, так скажем. По мере сил окормляем духовно дом престарелых. Есть священник, который непосредственно занимается окормлением детского дома, входя в попечительский совет. Сама фраза: Детский дом, просто сердце кровью обливается, когда понимаешь, что эти детки брошены родителями. Все священники города стараются каким – то образом помочь. Никто это не считает, не видит, попросту это не интересно, куда интересней сказать: да все они там такие сякие. Все видят только внешнее, наносное. Машины? Машина – это средство передвижения. У меня, например, машина 72 года, Волга.
Отец Николай
KB: У некоторых достаточно дорогие машины.
ОН: Если есть у человека возможность, то почему бы не купить машину? Я бы тоже купил, будь у меня возможность. (Улыбается). Есть дети, есть супруга, есть друзья, есть, кто может помочь материально, почему нет? Почему государственный деятель – средства к жизни, которому дают люди, имеет право купить себе нечто, а священник нет? Никто же не спрашивает, на чём я приеду к умирающему или болеющему человеку, на чём я поеду на похороны, вот позвонят и скажут, приезжайте срочно, а я скажу, вызовите такси или, подожду автобус, и сразу недоумение: а что у вас нет машины? Так что нужна машина, хоть какая, дорогая дешёвая, главное чтобы ездила.
KB: К священникам иное отношение в обществе.
ОН: Правильно. Всему есть предел дороговизны. Но священник в ободранном облачении, в стоптанных лаптях, и неприятно пахнущий, никак не вызовет у Вас ассоциацию с образом Христа. А священник именно Его и должен символизировать. Помните главное, что свят не сам священник, а Церковь, которой он вверил свою жизнь. Если Господь одарил его чем-то большим, чем окружающих, слава Богу, значит, он принесёт больше пользы своим духовным чадам. Не искушайтесь на внешнее, попробуйте поговорить. Узнайте жизнь священника изнутри. Скажу по секрету, начинается эта жизнь в 5-00, а заканчивается, зачастую, за полночь. Слепое осуждение смертельно сказывается на душе.
KB: Отец Николай, в нашем современном обществе прочно вжилось понятие и стиль жизни: гражданский брак.
ОН: Гражданский брак – это когда люди идут в гражданский государственный орган и ставят печать в паспорте. А то, что подразумевают под этой фразой называется - сожительство. Понятие это: гражданский брак – оно уже обманывающее. Если вы слышали, есть такая система окно Овертона –манипуляция человеческим сознанием от полного негатива до сознания как нормы этого самого негатива . Надо сначала называть вещь другим названиями. Например, содомские извращения и прямое мужеложство называть – нетрадиционной ориентацией.
KB: Подмена понятий.
ОН: Совершенно верно. Или называть блуд – гражданским браком. Церковь относится к этому с сожалением. К тому, что человек готов пойти на такие греховные шаги, как игра в семью. Шаг этот, чаще всего, заканчивается прискорбно. У человека нет никакой ответственности. Печать в паспорте, которую многие так бояться поставить, и для кого она ничего не значит, она удерживает и напоминает о том чувстве любви, которое привело в ЗАГС. Церковь призывает всех к тому, чтобы люди создавали здоровые институты общества и освящали их Венчанием. Чтобы Церковь была у человека не просто местом, где он исполняет свои религиозные потребности, но и чтобы это место было его семьей, каким – то маячком в его жизни. Вот человек видит его, пусть, где то-то ошибается или заблуждается, свят только Господь, а люди все ошибаются, но есть покаяние, есть исправление, к которому человек движется, взирая на этот маячок. В дореволюционной России или Советском Союзе, если человек жил без росписи – это порицалось обществом, а сейчас это так – да ладно, а че, все такие! Я, как все! Или тоже самое – аборт. Это убийство! Это убийство человека! Пусть один день, две недели. Сказано в Писании, нет жизни без души. Жизнь в зиготочке – это уже душа, это жизнь!
KB: Как с этим бороться?
ОН: В борьбе с абортами Патриарх предлагает запретить аборты в России. Конечно, будут нелегальные аборты, но это будет единичный случай, а не норма жизни. Главное, это целомудрие. Проповедовать целомудрие, семью проповедовать, вот что делать.
KB: Кто этим должен заниматься?
ОН: Мы трудимся над этим вопросом. Не всегда нам дают такую возможность, но мы трудимся. Пусть в таких маленьких с вами беседах, на проповедях - кто – то услышит. Нужно своим примером показать. У кого, как правило, больше всего детей? У священника. Хотя, бывает, что он и недомогает, и не доедает, и не спит. У каждого священника есть крест, который он носит на шее, на котором сзади написано: (Отец Николай снимает крест и показывает поближе) образ будь верным, словом, жизнью, любовью, духом, верой, чистотой. Первое послание к Тимофею святого апостола Павла - священник должен быть образцом. Если он таковым не является, то церковь его запрещает. Просто люди не знают, что человек, который не достоин служения, он выявляется. Есть фильм «Не верю», может быть смотрели его?
KB: Нет.
ОН: Посмотрите, очень интересный фильм. Как доказать вам, что белое – это черное?
KB: ?
ОН: Надо белое запятнать. Правильно? На самом деле оно белое, а тебе говорят и показывают, что черное. Кто замарывает церковь? Те, кто туда не ходит. Они туда еще шагом не шагнули, а пытаются других отвратить. Дьявол пытается через людей в этот мир проецировать грех. Церковь пытается человека к чему привести? К пониманию жизни, к пониманию семейных ценностей, пониманию самого главное – Бога в жизни человека. Вот к чему церковь приводит человека, а дьявол пытается отвратить. Знаете, поговорка есть: «В кабак далеко, да ходить легко – в церковь близко, да дорога склизка».
KB: Отец Николай, сейчас очень много различных направлений: Церковь Живого Бога, Церковь седьмого дня и другие. Как к этому относиться? Ведь все они проповедуют о Христе.
ОН: Я не осуждаю, ни в коей мере людей, которые туда попали, в сети эти культовых организаций. Чем отличается лампочка рабочая от нерабочей, если выключить ее?
KB: Когда их включишь, одна будет работать, а другая нет.
ОН: Случается – внешность может быть обманчива: пузо, крест, борода, а не светится человек. Они не несут в себе то, что есть в Православии. А именно - Апостольскую преемственность и Богоустановленность. Это благодатная энергия Духа Святого, которая дает священнику право предстоять в совершении Таинства. Он такой же человек, как и все остальные - кто свят? Но он стремиться к чему то, и Господь ему дает власть совершать Таинство и от лица прихода ходатайствовать к Богу о тех грехах, которые есть в народе, чтобы Господь их простил. Человек, который не имеет в себе этой энергии, что он может? Слепой слепых ведет в погибель. В темноте с не горящей лампочкой … куда? Внешне может быть все одинаково. Но самое важное что происходит: вот они такие плохие, давай к нам? Те же слова, те же проповеди, но уже без света…
KB: Другой посыл?
ОН: Самое важное, что у них есть необходимость и намерение людей оторвать от богоспасаемого общества. Может быть, вы видели новый мультфильм, «Иван Царевич и серый волк»? Герой пытается накормить сладким вареньем и показать желаемое за действительное, а потом появляется другой герой положительный и даёт противоядие, некую прививку, чтобы человек видел реальность. Так вот Церковь пытается показать человеку пусть грустную, но реальность, к примеру, вот свежие помидоры, ешьте их, пожалуйста, а вот гнилые не стоит принимать гадость внутрь! Цель этих организаций – дать человеку гнилые помидоры и сладкое варенье, чтобы фантастической реальностью прикрыть гнилую правду. Ты такой хороший, ты такой весь молодец! А в церковь придешь – тебя там выругают, что ты, что то неправильно сделал, там грешники и сребролюбцы, там за всё надо платить, и человек верит, варенье то оно сладкое.
KB: Вот поэтому многие и не хотят идти в церковь, а идут в различные организаций. Там тебя оправдывают, а в церкви нет.
ОН: Так ты ходишь туда зачем – оправдаться? Покаяние – это исправление. Не просто констатация факта, я такой негодяй и любите меня негодяя. Здесь ничего такого хитрого нет, ну все ошибаются, что тут такого? Ошибся – исправься. И ради чего исправься? Ради Крестной Жертвы Христа. Господь на Кресте безвинно пострадал. Его распяли из зависти из злобы, из хитрости, но Он пострадал за других людей, чтобы их спасти. Безгрешный был распят на Кресте, чтобы другие люди увидели крестную жертву и могли спастись. Он оставил свое Пречистое Тело и Кровь и завещал: тот, кто будет есть мое Тело и пить мою Кровь, тот будет во Мне, и в том буду Я. Проникновение Бога в человека, это называется – обожение. Это цель христианина достигнуть богообщения через обожение человеческой природы.
KB: Почему люди заболевают страшными болезнями?
ОН: Три момента: это естественный ход событий, это цель вразумления и последнее - демонические искушения. Дьявол может завести человека в уныние. Он ему дает болезнь, человек унывает и отказывается от Бога. Бог может испытать своего праведника, насколько он верен Богу, и дать ему какую – то определенную болезнь, как, к примеру, праведного Иова. KB: Бывает, что человек и верит, и раскаялся, а умирает от болезни. ОН: Здесь они умирают, а здесь - то они живут. (Показывает наверх). Вечная жизнь никуда не ушла. Человек перед границей смерти стоит не перед выбором жить ему или не жить, а перед выбором, где ему жить дальше. Нет однозначного ответа, почему некоторые люди уходят молодыми, или почему умирают маленькие дети. Единственное утешение, что маленькие уходят ангелами, и я провожал таких детей. Но, поверьте, потом в этих семьях случаются такие чудеса, которые Бог дает в утешение этим родителям. У меня был случай в такой семье. А молодые? Звезды тухнут на самом пике горения, значит, пришло время, когда человек может войти в Царство Небесное, когда он открыт для милости Божией.
KB: Как войти в Царство Небесное?
ОН: Первое – это крещение, реальное, а не номинальное, второе – поступать по Заповедям Господним и личной совести, не желая другим чего себе не желаешь, и третье самое главное следовать за своим Господом. Когда человек приходит на службу, кается в грехах и принимает Тело и Кровь Спасителя он видит перед собой шествующего Христа. Важно, чтобы человек подходил к этому, не как к случайному факту жизни, а как к жизненной необходимости, как к источнику воды, воды не тухлой, а воды живой. Невозможно Бога заменить человеку, если человек сам ищет Его.
Отец Николай является священником в храме Святого Агапита Печерского в Феодосии. Храм находится в Ближнем Боевом, Феодосия.
KAFABELLA.RU
Вместе с этим читают: