Нам с вами грех не знать, что такое армянская церковь. Она, словно спрятана под тонкой кружевной вуалью и окутана тайной. Мы заходим внутрь, я сейчас говорю именно о любимом храме Айвазовского в Феодосии, древнейшем храме Сурб –Саркис, видим, что на стенах нет икон, но горят свечи. В чем отличие от русской православной церкви? Одни считают армянскую церковь православной, другие уверены, что армянская церковь – это часть Римско – католической церкви. Оказывается, оба эти суждения неправильны. Теперь, когда в любимом храме Айвазовского, который является любимым местом, как гостей Феодосии, так и местных жителей звучит орган, мы просто обязаны погрузиться во все тонкости армянской души и перечитать историю.
Храм Сурб -Саркис в Феодосии, любимый храм Айвазовского в Феодосии
Христиане Армении стоят особняком от двух миров – православного и католического. Армянская Апостольская церковь – это национальная церковь армян и относится к группе Древневосточных Православных церквей. Ее духовным и административным центром является Святой Эчмиадзин, который находится в 20 километрах от Еревана. Первоиерархом Армянской Апостольской церкви считается Верховный Патриарх ААЦ и Католикос Всех Армян. Несмотря на отрыв от традиций Православия, армянская церковь сохранила в себе ту часть предания, которая сформировалась до ее откола. Таким образом, в богослужения армян входят некоторые православные песнопения. В XIII веке было восстановлено и переведено на армянский язык житие Бориса и Глеба. Как мы уже упоминали, в армянских храмах нет икон, и отсутствует иконостас – это следствие древних традиций. В домашней молитве чаще всего используется крест. Крестное знамение – трехперстное, как у греков и слева направо, как у латинян, что является не заимствованным сочетанием, а армянской традицией. Иные варианты крестного знамения армянская церковь считает «неправильными».
Стены армянского храма Сурб - Саркис в Феодосии
Богатая история Армении насчитывает несколько тысячелетий. Армянский народ пришел из глубины веков, когда не существовало Европы, и едва зарождались народы античной древности – римляне и эллины. В центре армянского нагорья возвышается гора Арарат, где согласно библейской легенде, на самой ее вершине, остановился Ноев ковчег. В далеком 301 году, Великая Армения одна из первых приняла христианство в качестве государственной религии. Главную роль в этом событии сыграли святой Григорий Просветитель, который стал первым Первоиерархом государственной Армянской церкви и царь Великой Армении святой Трдат III Великий, который, к слову сказать, до своего обращения, был жестоким гонителем христианства.
Хачкар - "крест - камень". Устанавливали в честь победы, для увековечивания памяти
Существует предание, что армянский царь Авгарь, будучи больным, услышал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине, и направил к нему приглашение в Эдессу, свою столицу. В ответ царю Спаситель передал свой Нерукотворный Образ и обещание прислать для врачевания болезней телесных и духовных, одного из своих учеников. Варфоломей и Фадий, которые вошли в историю, как «Просветители армянского мира», пришли в Армению из Ассирии и стали проповедовать Христианство. В то время, государственной религией Армении являлось язычество, и язычников было большинство. Долгое время христиане Армении проповедовали свою религию тайно, потому как существовали чудовищные гонения на христиан, предпринятые вышеупомянутым Трдатом III, которые, кстати, совпадают по времени с подобными гонениями в Риме при императоре Диоклетиане. Христианство рассматривали, как элемент разлагающий и всячески старались избавиться от него. Но, в 313 году, император Константин Великий, известным Миланским эдиктом, узаконил-таки христианство и объявил его равноправным с остальными религиями Римской империи. Трдат, не без причины (от «свинной болезни» Трдата излечил христианин Григорий, которого он в свое время обрек на мученическую смерть), прекратил гонения христиан, принял христианство, полностью порвал с язычеством и провозгласил учение Христа официальной религией государства. Христианство в Армении прижилось настолько, что за свою веру, армяне подняли оружие против Великой Римской Империи.
Внутри храма Сурб - Саркис, Феодосия
Армения попеременно находилась то под властью Византии, то под властью Персии. Персидские цари время от времени предпринимали попытки уничтожить христианство в Армении. Гонения на христиан возобновил персидский царь Шапух II в 330 – 340 гг. За это десятилетие погибли десятки тысяч мучеников. С Божьей помощью, армяне отстаивали свое право на исповедование христианства, несмотря на неоднократные попытки персидского двора обратить Армению в зороастризм. В 387 году Армения была разделена между Византией и Персией. В 451 году произошла Аварайрская битва, которая стала первым примером вооруженной самозащиты христианства. Огромные потери понесли армянские войска и в конечном итоге потерпели поражение. Персы захватили, разорили страну и увели в плен священнослужителей армянской церкви во главе с католикосом. Целых тридцать лет армяне вели партизанскую войну против Персии, пока в 484 году, шах не подписал мирный договор между Арменией и Персией, где полностью признавались права армянского народа на свободу исповедования христианства.
Внутри Армянского храма на Карантине, Феодосия
В 451 году состоялся IV Вселенский Собор, накануне которого, с подачи настоятеля одного из константинопольских монастырей, появилась ересь монофизитства («монос»- один, «физис» - природа). Монофизиты учили, что человеческая природа в Христе, взятая им от матери своей, растворилась в природе Божественной, как капля меда в океане и утратила свое бытие. Монофизитсво исповедует, что Иисус – Бог, но не человек. Это учение являлось полной противоположностью несторианства.Церковь православная исповедует во Христе одно лицо (ипосатсь) и две природы: божественную и человеческую. Несторианство говорит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты признают одно лицо во Христе, одну природу и одну ипостась. Различие между Православной церковью и манофизитскими заключается в том, что последние, начиная с IV Халкидонского сбора, который принял вероопределение о двух природах во Христе, которые сходятся в одну ипостась, не признают Вселенские сборы.
Древнейший Армянский храм на Карантине, Феодосия
В 491 году в Вагаршапате, столице Армении, состоялся Поместный собор. Собор отверг Халкидонские постановления и постановил свои:
«Мы, армяне грузины и агване, исповедуя единую истинную веру, завещанную нам святыми отцами на трех Вселенских соборах, отвергаем такие богохульные речи (т.е. что во Христе два отдельных лица) и единодушно предаем анафеме все тому подобное».
Именно этот собор окончательно разделили греческое православие и григорианское исповедание на все века. Армянская церковь отпала от Православия, склонилась к монофизитству и слала особой церковью с григорианским вероисповеданием.
Звучит орган в храме Сурб -Саркис, Феодосия
Армения пережила немало испытаний, войн и разорений, много завоевателей прошли по ее землям. В середине VII века Армения была захвачена арабами, в XI турками - сельджуками, в XIII веке находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти под управлением монголов, в XIV веке Армения вновь была разорена и завоевана, на этот раз войсками Тамерлана. На протяжении двух последующих столетий Армения была объектом борьбы сначала между туркменскими племенами, а потом между Османской империей и Персией. Вплоть до XIX века Армения находилась под мусульманами. В 1915 – 1921 гг. Армяне подвергались чудовищному геноциду. После победы русских войск в 1813 и 1829 годов вошла в состав Российской империи. На короткий период времени, после революции 1917 года, Армения становится независимым государством, но тут же подвергается агрессии со стороны Турции. В 1921 году Армения входит в состав СССР. С 1991 года, Армения становится независимым государством. Но мне хочется отметить, что в центре Еревана, стоит памятник Ивану Айвазовскому (Ованнес Айвазян), который родился, жил и погребен в Феодосии, но был армянин по национальности. Памятник был установлен в 2003 году, скульптором Петросяном. Великий художник изображен с кистью и палитрой в руках. Пока я писала эту статью, в голове у меня звучал армянский дудук - красивая и грустная мелодия, в которой выражена боль и страдания армянского народа. Мелодия разливалась над горными вершинами, сливалась с голубым небом и чистой, как слеза, водой.