Не все, конечно, но многие видели людей, рисующих с натуры в самых, кажется, неожиданных местах и в самых неудобных положениях — сидя в кафе и на улице, согнувшись на бордюрах или ступенях городских лестниц. Или с комфортом разместившихся со своим оборудованием на обочинах проселочных дорог и в полях, на лесных опушках и горных склонах, по излучинам рек и на морском берегу…
И всегда эти рисующие (карандашами и углем, линером и сангиной) и пишущие (маслом, акварелью и гуашью) привлекают внимание гуляющих и спешащих прохожих. Чем? Чудом, выходящим из-под руки рисовальщика, руки художника.
Творчество — всегда чудо. Объединяющее в себе мастерство и вдохновение, точные знания и внутренний порыв, эмоции. И совершается оно по-разному — в отдельной мастерской и общей студии, дома и на природе.
Так вот, такая работа под открытым небом — и есть пленэр.
Некоторые наши современники думают, что в нынешние времена окончательной победы цифровых изображений художники-пейзажисты работают исключительно по фотографии. А что, удобно же, и не надо обжигаться под палящим солнцем, мерзнуть в крепкие морозы, мокнуть под дождём... Что ж, есть и такие художники, есть и такие приёмы. Но не этим пейзажист живёт! Ведь исключительная точность передачи натуры средствами фотографии еще не является искусством живописи, и, в некотором роде, лишена авторского подхода. Фотоискусство совершенно иными средствами передает объём и ощущение пространства, по–другому выстраивает колорит и детальность. Именно излишняя детальность порой мешает увидеть главное.
Кроме этого, даже в самой маленькой живописной мастерской или студии всегда царит своя, особая атмосфера, выстроенная с помощью бокового и/или искусственного освещения. В природе же все не так, под открытым небом свет окутывает предметы со всех сторон сразу, меняя и тон и уж тем более цвет! Казалось бы, зачем так мучиться, ведь можно сфотографировать пейзаж и нарисовать все дома. Но не всё так просто. Любой художник ответит, что картины, нарисованные с плоской фотографии, сами будут выглядеть плоско. Но задача художника — создать ощущение пространства, передать некий дух места, его живое впечатление и обаяние. Для решения этой проблемы и существует пленэр, подразумевающий рисование на природе. Поэтому, несмотря на определенные неудобства, ни один стоящий мастер не откажется от возможности творить на натуре. Причем, объектом творчества может быть что угодно: растения и ландшафт, городские зарисовки, натюрморт и портрет под открытым небом, панорамы города и отдельные сооружения, небо и многое другое, что увидит внимательный и восхищенный взгляд художника. Но главным жанром, конечно, остается пейзаж во всём его многообразии.
Словарь извещает нас:
PLAIN air – фр. (букв. — открытый воздух) — paбота художника с натуры непосредственно под открытым небом, с учетом воздушных и световых явлений.
Большая Российская Энциклопедия даёт определение нужного понятия таким образом:
Пленэр — передача в живописи изменений и градаций цвета изображаемых объектов, которые обусловлены воздействием солнечного света окружающей атмосферы.
Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской) на основе изучения натуры в условиях естественного освещения. Предметом её особого внимания становятся цветовые и световые рефлексы, тончайшие модуляции цвета, изменяющиеся в зависимости от природных условий, времени года и ли времени суток. Передача «воздушной» перспективы, изображение прозрачных теней.
Истоки пленэрной живописи (светлая гамма, чистые цвета, ощущение световоздушной среды и т.д.) можно найти в творчестве некоторых мастеров Возрождения (Пьетро де ла Франческа, ванн дер Гус) и художников XVII - XVIII вв. (пейзажи Веласкеса, Я.Вермеера, малых голландцев, и других. Однако, начало пленэризма как системы живописных приёмов связано с творчеством художников первой половины XIXв. (Р. Бонингтон и Дж. Констебл в Великобритании, Сильвестр Ф.Щедрин и А.А.Иванов в России). Приверженцами пленэра были мастера так называемой «Барбизонской школы», а также К.Коро. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли в творчестве мастеров французского импрессионизма — К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуара, А.Сислея. именно тогда термин «пленэр» получил широкое распространение. Позднее широко распространился во всех странах мира. В русской пейзажной живописи к пленэру много обращались В.Д.Поленов, И.И.Левитан, В.А.Серов, К.А. Коровин, И.Э.Грабарь, и другие.
С тех пор на пленэре работают все поколения художников, бережно передавая способы и приемы передачи деталей изображения от старших к младшим. Как и прежде, сегодня пленэры для художников — это очередная возможность набраться свежих, новых эстетических впечатлений, усовершенствовать свою технику, запечатлеть меняющуюся красоту скоротечного дня, перенеся её на холст. Главное — научиться рисовать быстро, пока свет не переменился.
Чаще всего на пленэре создают этюды и зарисовки, а не завершённые картины. Для многих художников пленэр — это не основное направление в творчестве, а лишь важный этап в создании завершённого произведения. Именно здесь, в коротких работах — этюдах, порой крохотных размеров, схватывают уникальные соотношения цвета и тона, передают то самое важное для этого места и времени, что потом ляжет в основу долгосрочного серьёзного вдумчивого процесса написания картины.
Рисовать на пленэре сложнее, чем в студии чисто технически. Погода может измениться в любой момент — бывает, ветер сдувает художественные принадлежности, насекомые мешают, а солнце довольно быстро меняет своё положение на небосклоне, кардинально изменяя освещение. Кроме этого, и сам художник попадает в необычные условия. Теперь на его палитру и на этюд падают и яркий солнечный свет, и рефлексы от неба, что усложняет задачи поиска верного цвета. Это нужно учитывать, выбирая места для работы на воздухе. Желательно укрыться от прямых солнечных лучей и рефлексов небесного голубого цвета, и когда естественных укрытий не предвидится, выручает зонт (как правило, из светлой, но достаточно плотной ткани).
Еще одной сложностью для начинающих становится обширность пространства, которая даёт обилие света, глубину перспективы и удалённость изображаемых предметов от глаз наблюдателя. Вместе с новыми условиями работы возникает необходимость охватить взглядом сразу большое пространство, верно увидеть цвета в связи с цветовой и тональной перспективой. Это сложная задача, которая увлекает и пугает новичков.
Работа на пленэре, как и другая работа над художественным произведением, включает в себя решение творческих, композиционных, тональных и цветовых задач. Кроме этого, существует и определённая последовательность ведения работы по принципам: от общего к частному, от большого к деталям, от главного ко второстепенному. От краткосрочных (от 30мин. до часа) и маленьких переходя к более длительным (2-3ч.) и более крупным по размерам этюдам. На первых порах определиться с композицией помогает видоискатель — бумажная рамка с вырезанным посередине прямоугольником. Она, вместе с этюдником (варианты исполнения которого вы можете увидеть в интернет-магазинах и в салонах товаров для художников) или пленэрным складным мольбертом-штативом, набором красок, палитрой и складным стульчиком, составляет основу пленэрного оборудования. Кое-что из вспомогательных вещей можно изготовить самим: например, папки, сшитые из плотной ткани специальные сумки или рюкзачки с карманами и отделениями для бумаги, красок, кистей, мастихинов, пластиковой бутылки с водой и прочего.
Итак, собираясь на пленэр, ещё раз вспомним, что важно не упустить из внимания. Кроме основных сборов надо предусмотреть детали, несущественные на первый взгляд. Например, не нужно одевать насыщенную по цвету одежду, т.к. она будет отбрасывать на картинную плоскость и палитру сильные цветовые рефлексы. Устраиваясь в тени лиственных деревьев, учитывайте зелёный отсвет, который повлияет на работу. Чтобы избежать ослепления солнцем, берите с собой зонт или кепку с козырьком. Выходя на этюды, берите с собой краску с запасом, особенно для мотивов с большими отношениями небо — вода — земля. При правильной работе 3-4 замеса помогут установить цветовое единство и избежать излишнего расцвечивания работы. Не забывайте позаботиться о запасе воды при работе акварелью. Одевайтесь по погоде.
Подводя итоги, скажем, что Пленэрная практика включена в программу всех учебных заведений, готовящих художников различных профилей — станковистов и прикладников, скульпторов и архитекторов, художников театра и кино.
На пленэр выходят ученики художественных школ и студий, дети и взрослые, профессионалы и любители, «матёрые» и начинающие.
Ведь счастье быть причастным к чуду творчества, как и способности и настоящий талант, даётся свыше. А пленэр, кроме всего прочего, даёт радость общения с природой, с единомышленниками, предоставляет возможность научиться новому. И это хорошо.
ART-KAFABELLA Творческие дачи в Крыму.