29 июля 2017 года исполнится 200 лет со дня рождения великого Ивана Константиновича Айвазовского. Этот выдающийся человек, который является достоянием не только Феодосии, но и всего мира обладал исключительным талантом и редкими способностями. 6000 потрясающих картин оставил он нам в наследие. Обожаемое им море, без которого художник не мог жить, навсегда запечатлено на его непревзойденных полотнах. «Море – это моя жизнь», говорил Айвазовский. Мастер видел море по - своему и мог передать его настроение, движение, дыхание так, как не видел могущественную стихию никто. Море Айвазовского живет, чувствует, сопереживает, разрушает, успокаивает. В его соленых водах нашла свое отражение душа великого художника и вся его боль, печаль, любовь и добродетель вдохнули в его полотна жизнь, навсегда подарив им бессмертие.
Иван Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский – Ованес, сын Геворга Айвазяна, родился 29 июля 1817 года в армянской семье, в городе Феодосия. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной Армении на юг Польши. Отец будущего великого мариниста перебрался в Феодосии в начале XIX века. Детские годы художника прошли в большой бедности в результате разорения отца Ивана. Отец Айвазовского был рыночным старостой, и на его попечении было еще две дочери и двое сыновей. После чумы 1812 года, которая накрыла и Феодосию, всем жилось крайне тяжело. Мать Айвазовского, Рипсиме, была искусной вышивальщицей и помогала содержать большую семью. Наблюдать за жизнью моря и рисовать - любимые занятия маленького Айвазовского. Надо сказать, что помимо живописи, Ованес хорошо играл на скрипке и с большим увлечением копировал гравюры из книги о борьбе греков против османского владычества. Рисовал юный художник везде, где придется. В роли полотен не редко вступали заборы и даже песок. Однажды, прогуливаясь по городу, интересные рисунки увидел местный губернатор Казначеев, который был настолько поражен талантом маленького Ивана, что приказал своим подчиненным немедленно разыскать автора, чтобы познакомиться. Таким образом, Айвазовского определили в Симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств в Петербурге, где он учился у признанных мастеров живописи, в частности у известного пейзажиста Максима Воробьева, в батальном классе у А. Зауервейда и у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера. Академию Айвазовский закончил с золотой медалью. Работы, выставленные за время учебы, произвели сильное впечатление на Александра Сергеевича Пушкина. Встреча с поэтом на одной из академических выставок запомнится молодому Айвазовскому на всю жизнь. После окончания Академии Айвазовский много путешествовал по Европе, где были организованы его персональные выставки. Однако, перед поездкой по старому свету, Айвазовского командировали в Крым писать виды приморских городов. В Крыму Айвазовский близко познакомился с Адмиралами М. Лазаревым, В. Корниловым, Ф Литке, П. Панфиловым и проникся глубочайшей верой в силу и мощь русского флота, став непревзойденным певцом его побед.
"Военный корабль"
В 1840 году Айвазовский уехал в Италию, где сблизился с яркими деятелями искусства, науки, русской литературы – Александром Ивановым, Николаем Гоголем, Боткиным. Расширился и круг его армянских знакомств. Сразу по прибытию в Венецию, Иван Константинович отправился на остров святого Лазаря, чтобы встретиться со своим старшим братом Габриэлом, с которым художника связывало духовное родство до конца жизни. К тому времени, Габриэл получил видное положение в конгрегации мхитаристов. Это религиозное братство, которое существует и поныне, было основано в начале XVIII века армянским просветителем Мхитаром Себастаци. Пребывание здесь, в «Маленькой Армении», означало для Айвазовского более тесное приобщение к чаяниям своего народа. Кроме того, в богатой библиотеке конгрегации, художник впервые проник в красочный мир армянской книжной миниатюры, украшавшей средневековые манускрипты, и глубоко усвоил свободолюбивые идеи. Когда-то, на острове святого Лазаря часто бывал Джордж Байрон, который изучал с их помощью армянский язык. В Италии художник работал с большим воодушевлением и написал около 50 картин. Эти полотна вызвали настоящий ажиотаж в Неаполе и Риме, прославив молодого Айвазовского. Критики писали, что никто прежде не изображал воду, свет и воздух столь живо и достоверно. Айвазовского ждали Париж, Амстердам, Лондон и снова успех непревзойденного мариниста. Как единственный представитель русского искусства, Айвазовский участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. Десять лет спустя, он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.
"Море. Коктебельская бухта"
Несмотря на то, что дом Айвазовский построил на берегу, окна его мастерской выходили во двор, и моря было совсем не видно. Свои картины великий гений писал по памяти, точно передавая различные состояния моря и его настроение и считал, что именно это свойство отличает настоящего художника от ненастоящего. Мастер говорил, что живописец, который только копирует природу, становится ее рабом и может быть лишь хорошим копировальщиком, но не истинным художником. Практически всю свою жизнь Иван Константинович прожил в родной Феодосии. Благодаря Айвазовскому, в городе были построены библиотека, гимназия, картинная галерея и археологический музей. По его настоянию был проведен водопровод, сооружен торговый порт, проведена железная дорога, отремонтированы старые армянские церкви, воздвигнута часовня в память героя Кавказа генерала Котляревского. Айвазовский оказывал помощь армянским студентам, турецким армянам, грекам, нуждающимся жителями Одессы, Минска, Штутгарта, Флоренции, студентам Петербургской Академии, Красному кресту, инвалидам битвы за Севастополь и семьям погибших русских солдат. Сам художник преподавал в созданной им художественной школе – мастерской. В 1881 году Айвазовский избран первым почетным гражданином Феодосии.
Не все знают, что Айвазовский находился на службе у государства и был художником Главного морского штаба. Во времена, когда не было цифровых фотоаппаратов и телевидения, единственные, кто мог передать истинную картину происходящего, были живописцы. Поэтому, Главный морской штаб отправлял Айвазовского «на задания», где он по заказу и очень оперативно рисовал батальные сцены с мест сражений, продвигая, таким образом, официальную идеологию. Выходит, что вольным творцом Иван Константинович не был. Во времена кровавой Крымской войны Айвазовскому не всегда удавалось присутствовать на местах, где шли сражения, но он собирал рассказы очевидцев и восстанавливал картину происходящего. Гениально, но факт.
"Смотр Черноморского флота в 1849 году"
Долгие годы Айвазовский переживал неустроенность семейной жизни и разлуку со своими любимыми дочерьми. Всему виной неудачный брак с Юлией Яковлевной Гревс. В один из приездов в Петербург художник был представлен одной знатной вдове, имевшей двух девиц «на выданье». Разумеется, девушки тут же выказали свое желание всенепременно брать уроки живописи у знаменитого живописца. Спустя какое-то время, вдова стала замечать, что художник чересчур прилежен в занятиях и подолгу засиживается в ее доме. Вдова начала гадать, какую же из дочерей она выдаст за Айвазовского, а он возьми и женись на гувернантке. С самого первого дня встречи с Юлией художник Иван Константинович стремился увидеться с ней пораньше, хотя бы на час. Возвращаясь домой, он брался за кисть и дописывал начатые им холсты или подолгу стоял перед незаконченным портретом любимой. Однажды, не в силах больше скрывать своих чувств, Айвазовский незаметно вложил в руку Юлии письмо, в котором он объяснился ей в любви. Гревс полностью заполнила его существо. Айвазовский пошел против Светского Петербурга, который не одобрил его выбора, полагая, что он мог бы сделать хорошую партию. В некоторых домах, где некогда художнику оказывали теплые и радушные приемы, он столкнулся с высокомерием и намеками на его простое происхождение. Айвазовский увез свою невесту прочь из опостылевшего Петербурга в Феодосию, где они и обвенчались в храме Сурб- Саркис 15 августа 1848 года.
Храм Сурб - Саркис
Айвазовский хотел, чтобы все его дети, рожденные от брака с Юлией, были крещены в этом же самом храме, где крестили и его самого. Когда молодые возвращались из храма в свое имение Шейх – Мамай, навстречу им вымахнул отряд джигитов – наездников. Предводитель сошел с коня, подошел к экипажу, в котором ехали Айвазовский с молодой женой и, открыв дверцу, поздравил жениха и невесту. Он положил на колени Юлии красивый платок и был таков. Оказалось, что это был известный на всю Феодосию и округу Алимка – разбойник или Крымский Робин Гуд. В честь свадьбы Айвазовского пир стоял на весь Крым. В феодосийскую бухту вошла эскадра из Севастополя и шесть кораблей на рейде зажгли иллюминацию. Айвазовский был безмерно, несказанно счастлив, женившись. В одном из писем своему другу он откровенно признается, что теперь, с рождением первой дочери Елены, он счастлив так, что не мог представить и половины этого счастья раньше. Но, вскоре, безоблачной семейной жизни Айвазовского пришел конец. В своих мечтаниях, Юлия нередко переносилась в светский Петербург, где она видела себя в роскошных нарядах и на знатных приемах. Жизнь в маленькой Феодосии опостылела жене великого художника. В семье начались скандалы, но Айвазовский был не намерен потакать капризам Юлии. Тяготясь ее тщеславием, он все больше общается с простыми рыбаками, проезжими моряками и ремесленниками. Но и Юлия была не промах. Она пыталась устраивать приемы и балы в их феодосийском доме, приглашая местную и губернскую знать, тогда как хозяина этого самого дома, все больше тянуло посидеть за чаркой вина с друзьями, подолгу с ними беседуя. Все кончилось тем, что Юлия Яковлевна стала все чаще уезжать то в Москву, то в Одессу, то в обожаемый ею Петербург. Там, среди светских друзей, она была по-настоящему счастлива. С рождением четвертой дочери Жанны, казалось бы, страсти в доме Айвазовского утихли, но с лица жены так и не исчезла тень скрытого недовольства. Вскоре, хандра Юлии переросла в серьезную болезнь и он, удрученный ее состоянием, решается на переезд в Петербург. По совету врачей Иван Константинович отправляет жену в Германию, где ее лечат сывороткой. По возвращении из Германии, Юлия забирает дочерей, оставляет мужа и уезжает в Одессу. Айвазовский не однократно пытается связаться с ней, но все его попытки – тщетны. Юлия продолжала клеветать на мужа и даже писала царю, чтобы он обязал Айвазовского выплачивать ей триста рублей. В 1877 году брак между Иваном Айвазовским и Юлией Гревс был официально расторгнут.
Иван Айвазовский и Юлия Гревс с дочерьми
Как-то раз, Иван Константинович ехал в своем экипаже и увидел женщину, которая шла вслед за гробом – шли похороны известного в Феодосии купца Саркизова. Та прекрасная незнакомка была юной армянкой необычайной красоты. Прошел год после той встречи, и Анна Никитична Саркизова стала женой великого Айвазовского. Несмотря на свой возраст, на тот момент великому маринисту было 65 лет, тогда как Анна была почти на сорок лет его моложе, он был страстно влюблен в нее и по-настоящему счастлив. Анна Никитична преклонялась пред талантом своего мужа и глубоко разделяла его интересы, несмотря на то, что не читала книг по живописи и не посещала музеи. У дома Айвазовского началась новая жизнь. В гости к Айвазовским стали приходить друзья и ученики великого мастера, вернулась дочь Айвазовского вместе со своими сыновьями, Александра.
Анна Айвазовская
Красота жены вдохновила Ивана Константиновича на написание портрета, который сохранился и находится в картинной галерее. На портрете Анна Никитична изображена в армянском национальном платье с прозрачной шелковой косынкой на голове. Художник говорил, что именно благодаря Анне, он стал ближе к своему народу. Его дом становится местом паломничества, куда приходят армянские актеры, писатели, художники, музыканты, получая благословение, а иногда и материальную поддержку. Осенью Айвазовский пишет еще один порет Анны – «Сбор фруктов в Крыму». Портрет излучает свет и сочится яркими красками.
"Синопский бой"
Айвазовский ушел из жизни внезапно – лег спать и больше не проснулся. На мольберте осталась незаконченная картина «Врыв корабля», которую он начал накануне. Похороны прошли с воинскими почестями и под нескончаемый звон колоколов. Вся Феодосия провожала в путь своего художника. Начальник местного гарнизона возложил на его гроб адмиральскую шпагу. На похоронах не было только Юлии Гревс, которая умерла за несколько месяцев до кончины Ивана Константиновича. На могиле высечена надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
"Склеп Айвазовского и его жены Анны"
После смерти мужа, Анна Никитична дала обет никогда не покидать их дома. Добровольной затворницей пережила она там и первую мировую войну, и революцию, и Гражданскую войну, и разруху, и голод. Когда началась вторая мировая война и город эвакуировали, о ней начисто забыли. Чтобы не умереть с голоду, анна Никитична выменивала у немцев уцелевшие драгоценности на хлеб и крупу. Когда фашисты отступили, художник Николай Самокиш забрал ее в Симферополь. В общей сложности, Анна Никитична в течение двадцати пяти лет не покидала своей квартиры, расположенной в том флигеле галереи, где сейчас находится краеведческий музей. Она лишь каждый вечер ходила к морю и сидела на скамье, которую феодосийцы стали называть «скамьей Анны Никитичны Айвазовской». Умерла Анна Айвазовская – Бурназян 25 июля 1944 года, в возрасте 88 лет. Благодарные феодосийцы решили не разлучать любящих друг друга супругов и похоронили Анну рядом с мужем. Их склеп находится в сквере церкви Сурб – Саркис, где их и венчали.
"Девятый вал"
Мы знаем Айвазовского, как успешного художника – мариниста. Среди известнейших его картин – могущественный «Дявятый вал», «Черное море». Картина «Хаос. Сотворение мира», которая произвела настоящий фурор в Италии, впоследствии была приобретена Римским Понтификом, наградившим его золотой медалью. Айвазовский пользовался большой известной не только в России и Европе, но и в Турции. Его картины, находящиеся в Турции, неоднократно выставлялись на различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства прошла выставка картин художника, по окончании которой султан Абдул – Гамид II вручил Ивану Айвазовскому алмазную медаль. В 1890 году художник в последний раз приезжал в Стамбул, где посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз. В дар он оставил свои картины и был награжден султаном Абдул –Гамидом II орденом Меджиде I степени. В середине 1980 – х годов, султан Абдул – Гамид решил «снять армянский вопрос» и учинил резню, жертвами которой стали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались памятники культуры. Эти чудовищные и жестокие события глубоко потрясли Айвазовского. Он написал в письме, направленном в Эчмиадзин: «Глубокой болью омрачила мое сердце невиданная и неслыханная резня несчастных армян». Художник пишет ряд картин – «Погром армян в Трапезунде», «Армян живыми бросают в море», «Армян погружают на корабли» и выставил их в Одессе и Москве. Он обеспечил кровом сотни соотечественников, бежавших от резни в Феодосию. Он до последнего верил, что у людей дрогнет сердце и Европа, наконец, заступится и не позволит туркам вырезать несчастную народность. Собственноручно художник швырнул в море пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину» : «Если хочет, пусть он и мои картины выбросит в море, мне не жаль».
В настоящее время в Турции находится несколько полотен великого художника. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций, «Корабль на Черном море» - в Военном музее, «Тонущий во время шторма корабль» - в резиденции президента Турции. Самой дорогой картиной стал «Вид Константинополя и Босфора». Это полотно было куплено на британском аукционе Sotheby’s за три миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.
В самом конце жизни художник организовал свою последнюю выставку в Петербурге и хотел поехать в Италию. Мечте великого Айвазовского не суждено было сбыться, но он успел создать картину, которая перекликается с его молодыми надеждами – «Приезд Байрона на остров Святого Лазаря», где исполины армянской мысли разных эпох приветствуют в «маленькой Армении» певца свободы.
Вместе с этим читают:
Впервые в Феодосии в храме Сурб - Саркис впервые прозвучит академическое пение
В Феодосии появился и зазвучал живой орган