Накануне Светлого Воскресения Христова, я решила встретиться с отцом Николаем, священником храма Агапита Печерского в Ближнем Боевом, Феодосия. Вопросов, которые волнуют и интересуют - множество, все не осветить в рамках одной беседы. Основные темы нашего разговора – это тема Пасхи и ее традиции, тема истинной свободы человека, о сути Великого Поста и, кончено же, поздравления с главным православным праздником от отца Николая.
KB: Отец Николай, начнем с самого начала. Что такое праздник Пасхи?
ОН: В переводе на русский Пасха – это переход, обхождение вокруг. Это название взято из Ветхого Завета. По - еврейски – Песах – ознаменовало помилование первенцев еврейских при исходе из Египта и сам переход евреев через Красное море. Почему же православные христиане назвали Пасхой свой главный праздник? Казалось бы, где связь между евреями из Египта и православными христианами и Воскресшим Христом? Связь непосредственная – у евреев при пророке Моисее случился переход от рабства к свободе, соответственно, Христос дарует каждому верующему христианину переход от рабства и греха к свободе и благодати. Воскресение Христа являет нам переход от довлеющего и обременяющего нас греховного состояния к состоянию святому, состоянию обожения, которое и является главной целью каждого христианина на земле.Человек априори не может стать Богом, он человек – создание и творение Божие, но цель воплощения Христа на землю, принятия рабского образа, Крестная смерть и Славное Воскресение – обожение человеческой природы, достижение человеком состояния истинного богообщения.
"Переход евреев через Красное море" И.К. Айвазовский
Если вы помните из истории, то до пришествия Христа на землю, мир загнивал и ждал перемен. Философы подходили к пониманию Бога – когда мы читаем их творения, то видим, что они приходили к пониманию абсолюта и идеала. Люди приходили к пониманию того, что вот – вот должно что – то случиться. От римского пантеона уже давно ничего не ждали, даже слегка посмеивались над своими богами. Взоры были обращены к Востоку, к Палестине. Подходило исполнение пророчества Даниила о пришествии Мессии, семьдесят седмин заканчивались и народ жаждал. Переход был необходим – от рабства к состоянию святому. Собственно говоря, можно даже сравнить состояния того общества с состоянием народа допотопного. Господь тогда оставил только Ноя с семьей, потому что Он увидел, непонимание людей и отсутствие в них стремления к богоуподоблению, люди не поняли, зачем их создали, и вместо поиска ответов пошли во все тяжкие. По этой же причине Содом и Гоморра были уничтожены, непотребства и противное человеческому естеству превалировало над здравым рассудком.
Гладиатор
Можно посмотреть на положение Римской империи того времени – это была настоящая моральная клоака: кругом безудержная пьянка, разврат и даже суицид считался героическим поступком. Очень интересно это описывается в романе Генриха Сенкевича «Камо Грядеши». Арбитр Изящества и советник Нейрона Петроний приходит к тому, что Рим сгнил, а император смешон и глуп, перспективы кроме мучений духа и наказаний тела нет. Петроний устраивает пир и совершает суицид – у него нет цели, и он не видит никакой дальнейшей перспективы. Тут же параллельно показывается судьба Виниция, его племянника, - казалось бы, он римский гражданин, военачальник, но его пытливый ум и любящее сердце приводят его ко Христу. На арене цирка он спасет свою возлюбленную Лигию, принимает Христа и понимает, что не конец жизни в этом загнивающем мире, что можно жить, можно возродиться к новой жизни во Христе. В лице Виниция происходит переход, переход от греха к добродетели, к благодати. В Евангельской истории это ещё более явно прослеживается, мы видим, как Господь меняет жизнь, меняет вектор мысли человека от земного к небесному. Объясняет человеку, показывает, что он – гражданин царства небесного - уранополит. Взяв на себя имя христианина, человек несет на себе благое и легкое бремя Христа и этим самым бременем, если он достойно его несет и выполняет заповеди Христовы, он обретает этот переход и обретает спасение в Царстве Небесном. Он может обрести свою личную пасху. Воскресение Христа – это переход от смерти в жизнь, тем самым Господь показывает каждому христианину, что мы умираем временно, наша душа уходит в небесные обители, но будет время, когда мы воскреснем, если Христос Воскрес, то и верующие во Христа воскреснут, говорит апостол Павел.
KB: На Пасху мы печем куличи, красим яйца – что означают эти атрибуты? Каково истинное их значение, потому что сейчас очень много различных версий и толкований.
ОН: Христос со своими апостолами совершил Тайную Вечерю. Что такое Тайная Вечеря – это была еврейская Пасха, на которой нужно было есть горькие травы в память о горьком рабстве еврейского народа, и есть пресный хлеб. Но смысл Тайной Вечери был уже не Ветхозаветный, на ней Христос оставил ключ к переходу от греха в святость – Своё Тело и Кровь. Христос совершил пасху не в субботу, а в четверг, потому что знал, что в пятницу его распнут и, тем самым, в день пасхи он ел артос – т. е хлеб квасной.
А в память об этом мы печем артос, стоящий всю Светлую Седмицу в храме и по его подобию печём куличи. Что касается яйца. Яйцо – это символ жизни. Есть такая историческая традиция, почему церковь освящает красные яйца. Это история связана с Марией Магдалиной. После воскресения Христа она отправилась в Рим, чтобы лично сообщить императору благую весть. Так как к императору надо было ходить с подарком, то Мария Магдалина, у которой не было много денег, купила яйца. Она передала яйцо императору со словами «Христос воскресе!». Тогда император сказал, что мертвый не может воскреснуть, точно так же, как и это яйцо не может быть красным. И тогда яйцо в руках императора Рима Тиберия покраснело. Мы красим яйца в память о том, что Христос, действительно, воскрес и преподает чудеса о своем воскресении. С наполненными корзинками православный люд тянется к храмам за благословением и освящением. Что даёт человеку освящение – благодать, силу Святого Духа, поселяющуюся в его душе, укрепление душевных и телесных, чувство свободы и радость о Воскресшем Христе.
KB: Сейчас, многие пишут о том, что православие не имеет никакого отношения к крашеным яйцам и что это чуть ли не языческая традиция.
ОН: Вы знаете, я очень часто сталкиваюсь с тем, что многие пишут, пишут, пишут… и не могут остановиться, вот бы только что - то написать. Но, к сожалению, часто, эти люди безлики. Я имел дискуссии на просторах интернета с безликим людом. Чаще всего, это касается того, что человек не до конца прощупал и поинтересовался глубинами и историей того или иного вопроса, а спорить горазд, ведь все мы супер умные с интернетом, только вот проблема - кто туда написал информацию, и то ли ты прочтёшь. Когда мне говорят, что церковь против теории Дарвина или о том, что церковь предала Льва Толстого анафеме, поражаюсь.
"Нельзя себе представить возникновение этой красивой и дивной вселенной с населяющими ее сознательными существами, как результат простой случайности – этот факт является для меня главным доказательством в пользу допущения существования Бога"
Как вы думаете, чьи это слова? Чарльз Дарвин собственной персоной, каково? Я говорю им: как умер Лев Толстой, знаете ли Вы? Элементарная незаинтересованность не позволяет им узнать того, что он умер по дороге на покаяние в Оптину Пустынь. Он хотел покаяться в своем грехе, в том, что он сделал. Или когда мне говорят, что католическая церковь сожгла на костре всех ученых. Ты спрашиваешь: кого сожгла католическая церковь на костре? И сразу кто? Джордано Бруно! Но только если поинтересоваться актами его сожжения, то сожгли его за то, что он был чернокнижником, мистиком, ну и учёным в том числе, но не за науку взошел на костёр. Мигель Сервет — действительно, ученый-естествоиспытатель и врач. И его действительно сожгли в Женеве. Однако и он мало подходит на роль жертвы “борьбы науки и религии”. Сам Сервет был фанатично религиозен; именно его религия, а не его научные взгляды, и привели его на костер. Он был осужден из-за своей книги, “Восстановление Христианства” в которой, отрицал Троичность Бога и высказывал еретические взгляды с точки зрения Кальвина. Или же зверства над Галилеем, этот ужасный домашний арест, серьёзнейшее наказание. В нашем цивилизованном мире можно похуже увидать наказания. Элементарная…
KB: Необразованность?
ОН: Нет, нельзя так сказать, человек может быть хорошо образован в другом ключе. Скорее, это не желание погрузиться в глубину вопроса. Конечно, можно связать кулич с идолом, например. Я вам скажу, что желающий видеть среди навоза розу, будет видеть розу, а желающий видеть навоз, будет видеть только навоз и ничего другого кроме навоза. Тут вопрос в том, что человек хочет увидеть, к чему он хочет прикоснуться. Хочет ли он увидеть Бога, или он хочет увидеть ошибки людей – вот в чем разница. Вполне возможно, что в тот или иной период жизни человечества на земле, культовая связь с Богом, которая была омрачена отшествием от истины, могла иметь в себе тот или иной вид. Если мы говорим о любой религии, мы можем сказать, что Господь оставил Адаме и Еве истинную религию общения – связь с собой. Каин убил Авеля и ушел. У потомков Каина появляются уже боги плодородия, земледелия, но остается память о высшем существе, от которого человек уходит. Всякое язычество помнит о высшем божестве. Язычество не родилось само по себе в народе, чем дальше человек уходил от бывшего Рая, тем больше менялась его религия. Почему Господь пришел в еврейском народе? Потому что евреи сохраняли истинное богопочетание, но, к сожалению, они омрачили его к моменту Христова пришествия, потеряли цель, ориентиры. Было потеряно то, что было так необходимо для принятия Его - любовь. Он же не говорил ничего плохого. За что Его осудили? За то, что он сказал, что он - Сын Божий. Это была главная Его вина. Невинного распяли на Кресте. В этом и есть суть спасительного Его подвига, что Он не за грех был распят, как разбойники справа и слева, а был распят из зависти. Но я отошел от цепочки. Почитание тех или иных предметов, вполне может быть связано у язычников с одними мыслями, а у христиан с совершенно другими.
KB: Смысл Пасхи в Ветхом Завете был совершенно иным.
ОН: Ну как сказать совершенно… обстоятельства Пасхи другие, а смысл я уже говорил, схож – избавление от рабства. Только в случае Ветхого Завета субъективного, египтянам, а в случае Нового Завета объективного – греху.
KB: Как правильно выходить из поста?
ОН: Собственно говоря, для человека истинно постящегося нет сложностей по входу и выходу из поста. На самом деле, для христианина пост есть первое оружие на борьбе с грехом и страстями. Если говорить о выходе из пищи – то нет никаких правил выхода из поста. Как кто вышел и, Слава Богу. Не объедаться, да, но объедаться и так, и так нельзя. Это чревоугодие. А с точки зрения духовности, то лучше из поста не выходить, а всегда находиться в бдительности, молиться непрестанно, благодарить Господа за все. Конечно, на Страстной неделе пост усугубляется, больше богослужений, они более продолжительные, насыщенны памятью о Христе, потому что каждый день Страстной Седмицы связан с тем или иным событием из Писания и непосредственно отображает день, когда событие происходит. В день Воскресения Христова радуются и постящиеся и непостящиеся. Каждый выбирает сам для себя, как он может поститься. Это время – 36 с половиной дней поста – это десятая часть года, которую человек отдает Господу, десятину свою отдает. Семь недель минус выходные дни – более слабый пост. Получается, что 36 с половиной дней - это постное время. Десятую часть года человек отдает Богу – и оно того стоит, поверьте.
KB: Если человек не постился, это значит, что он к чему – то не пришел?
ОН: Скажем так - он к чему – то идет. Он в пути. Человек растет каждый в меру своего возраста. Есть младенцы во Христе, есть те люди, которые понимают, которые уже выросли и идут рядом с Господом, которые в каждом своем поступке Его ощущают, Его видят, и с Ним согласовывают свои поступки. Как бы Господь на моем месте поступил? Каждый в пути. Здесь, Церковь на земле, воинствующая с грехом, с мыслями, с дьяволом. Церковь торжествующая – там, на небесах. Мы все в пути.
KB: Как бороться с чревоугодием?
ОН: У каждого греха есть противоположная добродетель. Нужно увещевать себя. Как ты можешь заставить себя любить Бога? Не заставишь. Так и борьба с чревоугодием проходит в увещевании себя. В подталкивании себя к главному оружию в этой борьбе – посту и молитве. Постом у человека должно оставаться материальное состояние для помощи нуждающимся, ведь он себя ограничил в пище, значит, есть чем помочь. Если ты не экономишь, а пытаешься выкрутиться постными блюдами – это уже такой своеобразный пост. Соевое мясо, постный майонез, безалкогольное пиво – есть в этом толика самообмана. Пытаться заменить постное не постным, но тем же самым – под вопросом. Я не скажу, что это совсем никуда не годиться, но под вопросом.
KB: Как я понимаю, самая главная суть поста – это смирение.
ОН: Смирение и воздержание от скоромной пищи и страстей, которые обуревают душу: гнев, вспыльчивость, раздражение, осуждение, бранные слова.
KB: Отец Николай, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям накануне Пасхи?
ОН: Во – первых, Христос Воскрес! С этими словами человек должен проживать всю свою жизнь, с этими словами человек входит в вечность, с этими словами, человек радуется о том, что есть у него перспектива, что он не загнивает здесь на этой земле, что он не отчаивается в своих поступках, а знает, что Господь милостив и своим Воскресением дарует нам свободу от греха. Так вот свободу от греха я и пожелаю всем. Истинную свободу. Потому что свобода, которую нам часто преподносят – лжива, задумайтесь, когда человек говорит – я свободен, что он подразумевает? Какая это свобода? От моральных принципов, от нравственных правил, от законов – это ли свобода? Это не свобода – это рабство и потакание духу времени, а истинная свобода – это победа страстей, когда ты можешь быть выше земных страстей и похотей: курения, пьянки, выше интернета, который завлекает в глубины свои и затаскивает, причем не самыми лучшими вещами – вот это свобода. От рабства себе же, тем вещам, которые довлеют над тобой. Любого курильщика спрашиваешь: ты можешь бросить? Да, запросто! Покурю и брошу! Но на самом деле, очень сложно ему отказаться от этой страсти. Она довлеет над ним, она связывает его, он уже не может без нее. Он раб страсти. Или у алкоголика спроси – да я всегда в меру пью, я знаю свою меру! Но на самом деле каждый день начинает с того, что ищет, где бы добавить и найти денег на выпивку. Не раб ли он? Или блудница или блудник, который за каждой юбкой или за каждыми штанами влечет свою похоть?
KB: Вот с деньгами то как быть?
ОН: А деньги - это самое больное. Без денег жить невозможно, они стали частью этого мира. Есть замечательная мудрость: избавь меня, Господи от бедности и богатства. Денег много не бывает и в роскоши человек забывает Бога, давшего ему жизнь, а в бедности ропщет на жизни и на Бога, что всё плохо. Когда вообще трудно, нужно молиться, чтобы Господь избавил от ропота на жизнь и послал достойную жизнь, чтобы всего было в меру. Молиться всегда нужно о том, чтобы быть в мере. В спокойной и ровной жизни, не гнаться за двумя зайцами и не падать духом. Нужно бороться с собой, со своей ленью, искать в жизни то место, где ты будешь счастлив. Это важно.
KB: Расскажите о своих ближайших планах? Я слышала, что Вы повезете пасхальные подарки?
ОН: В нашей Епархии есть несколько отделов, секторов – мы занимаемся социальной деятельностью, молодежной деятельностью, занимаемся теми, кто оказался за бортом жизни. Есть священники, которые занимаются детским домом, я отвечаю за социальный сектор. Также, мой собрат отвечает за молодежный отдел Епархии, и мы совместными трудами на благотворительной основе с помощью наших друзей - Магазина-кондитерской "Белая Акация" и Феодосийского хлебокомбината филиала ГУП РК «Крымхлеб», они помогают нам пасочками, развозим эти пасочки в дом престарелых на ул. Грина, психоневрологический диспансер в помощь людям с особыми потребностями. Попытаемся попасть в интернат для слабослышащих детей, в прошлом году у нас получилось довольно хорошо им помочь пасхальными подарками. Это наша перспектива на ближайшее время. Пасхальный период всегда сопряжен с большой нагрузкой. На этой неделе можно будет увидеть храм с открытыми Царскими Вратами. В Светлую Седмицу иконостас, и все двери открыты. В эти дни можно попросить благословения священника позвонить в колокола. И каждый верующий человек может попробовать позвонить в колокола, восславить Христа звуком колоколов. Так что не ждите пока «рак на горе свиснет», делайте первый шаг, а дальше Господь поможет, Христос Воскресе!
Беседовала Главный редактор, KAFABELLA.RU
Вместе с этим читают:
Интервью. Отец Николай "У людей сформировалось теговое сознание"